С наступлением осени падение ставки предоставления аренды вагонов ускорилось. Аренда вагонов в октябре подешевела более чем на 8% к сентябрю. В ФАС уточняют, что некоторые грузоотправители «уронили» расценки на спотовом рынке в два раза. В результате в отдельных случаях цифра опустилась ниже тысячи рублей, уменьшившись более чем в два раза по сравнению со ставками в начале 2022 года.
«Снижение ставок связано, в том числе, со снижением цен на металл. Это влияет на стоимость железнодорожных колёс и крупного вагонного литья (боковые рамы, надрессорные балки и прочее), а также других деталей для производства и ремонта вагонов», — говорится в сообщении ФАС.
Безусловно, падение ставок на полувагоны существенно снижает маржу операторов. Напомним, что с начала пандемии и до середины 2021 года операторы вынуждены были вести бизнес на ультранизких ставках на уровне себестоимости содержания вагонов, и восстановление ставок позволяло компенсировать убытки, рассказал источник на рынке.
«Основная причина формирования текущей динамики — сокращение спроса на полувагоны из-за снижения погрузки крупнейших клиентов вследствие логистических ограничений. Давать сегодня какие-либо прогнозы — задача сложная, потому что ситуация постоянно меняется. Например, вступило в силу эмбарго на уголь в ЕС.
В данном случае прогноз ставок зависит от того, насколько угольщики смогли и ещё смогут переориентировать свои потоки: если снижение погрузки не продолжится, то существенного падения ставок, вероятно, получится избежать. Если же логистические ограничения останутся, возможен и более пессимистичный сценарий», — отмечает наш собеседник.
Рабочий парк полувагонов уже вырос более чем на 6%. При этом погрузка в целом по всем родам грузов снизилась за девять месяцев на 3,7%. Таким образом, сейчас наблюдается профицит полувагонов, что также вызывает снижение ставки.
Падение ставок связано в первую очередь с наличием умеренного по объёмам профицита парка. Который традиционно сокращается ближе к осени, рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.
«Первая причина — рост перевозок угля на Восточном полигоне, связанный с возвратом объёмов перевозок угля из Кузбасса в гарантированных правительством объёмах. Вторая причина — неминуемый рост объёмов перевозок угля через порты Северо-Запада и Мурманска в связи с дефицитом угля на мировых рынках в преддверии начала отопительного сезона. Третья причина — профицит парка полувагонов нивелируется ростом оборота полувагонов на 1,5 суток по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. В результате рабочий парк полувагонов для выполнения прежнего объёма перевозок возрастает.
Снижение ставки до менее чем 1000 руб. в сутки скорее можно расценивать как исключение из общей рыночной ситуации. Такая низкая ставка может быть связана с удобной логистикой конкретного обратного рейса, когда «подхват» попутного груза порожним вагоном не сильно ухудшает оборот вагона, давая дополнительный заработок его владельцу», — считает эксперт.
По данным мониторинга ФАС, в самом массовом сегменте полувагонов с января по август цена аренды упала на 28%, достигнув 31 коп. на тонно-километр (т-км), и продолжает снижаться.
На самом деле падение ставок доходности началось ещё в марте. Сегодня мы наблюдаем снижение не резкое, а постепенное, относительно первых двух месяцев года, когда цена полувагонов доходила до 3 тысяч рублей в сутки. Сейчас она составляет в среднем 1900 в сутки.
Снижение существенное, но оно произошло не за один месяц, не в июле, не в августе и не в сентябре, рассказал заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семёнкин.
«Очевидно, что если такие темпы снижения продолжатся, то к ноябрю, когда пройдут месяцы высокой погрузки, мы увидим её снижение и автоматически снижение ставок доходности на полувагоны, поскольку профицит на них будет больший, чем наблюдается сейчас. Основные причины всё те же. Это снижение погрузки в экспортном направлении. Это переизбыток вагонов. Поскольку строили их активно вплоть до февраля. И это не сопровождалось логичными темпами списания вагонного парка.
У нас темпы снижения ставок доходности приостановились. Часть вагонов операторы стали выставлять в отстой. Кроме того, замедлилось поступление новых полувагонов на сеть. Поэтому темпы падения не будут столь быстрыми, как могли бы быть. Пока ставка в 1900 будет держаться, но дальше пойдёт снижение, если не активизируется перевозка в экспортном направлении, на северо-западе, внутрироссийские перевозки. Есть примеры, когда перевозки грузов из-за того, как изменилась логистика, сократились с точки зрения расстояния.
Поэтому оборот вагонов повысился, а значит, появилось лишнее предложение вагонного парка. Но это на определённых направлениях. В сентябре, когда закончился летний сезон, освободился дополнительный парк вагонов за счёт снижения его оборота, повышения скоростей доставки. Давление лишнего парка к ноябрю будет больше. И ставка, может быть, упадёт до 1100-1200.
С ФАС категорически нельзя согласиться по поводу того, что всё произошло из-за снижения цен на металл. Это рыночная тенденция. Мало того, ФАС очевидно попала под влияние нескольких крупных российских компаний, которые предоставляют информацию в том виде, в котором выгодно антимонопольной службе. Падения ставок, о котором говорили в ведомстве, нет и никогда не было. Имеются в виду последние два года.
Падение ставок доходности, сопровождающееся ростом цены содержания парка, конечно же, представляет большую угрозу для операторского бизнеса. Очевидно, что те же фитинговые платформы в ближайшее время во многих компаниях станут нерентабельными. Их будут списывать или отдавать обратно в лизинговые компании.
Подобная участь ждёт, возможно, и полувагоны. Если кто-то радуется, что у нас ниже 1500 тысяч в сутки происходит падение ставок на какой-то подвижной состав, то такого грузоотправителя можно смело назвать убийцей операторского рынка», — делает вывод эксперт.
ФАС России же по результатам анализа рынка предоставления вагонов сделала вывод о стабильности ценовых условий для остальных типов подвижного состава: цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов, зерновозов, минераловозов. Служба отмечает, что в настоящее время ситуация на рынке предоставления железнодорожного подвижного состава характеризуется стабильным ценообразованием. Кроме того, созданы предпосылки для снижения стоимости таких услуг.
Источник: Vgudok