data-caption= data-caption= data-caption=
РЖД апробируют новые технологии на терминале «Санкт-Петербург - Финляндский»

ЖД инфраструктура

 

В 2016 году в северной столице обсуждалось закрытие грузового железнодорожного терминала «Санкт-Петербург - Финляндский» как нерентабельного. Однако РЖД было принято иное решение - сделать объект экспериментальной площадкой по апробированию инноваций для транспортно-логистического комплекса. В 2022 году за счет нововведений и открытия второй контейнерной площадки прием-отправление поездов с контейнерами здесь удалось увеличить до 40.

Какие решения позволили превратить некогда убыточный терминал в образец новых технологий федерального железнодорожного холдинга? Об этом в ходе конференции «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов» рассказал главный инженер Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом РЖД Константин Русаков.

Технологии на «Санкт-Петербург - Финляндском» решают три основные задачи: автоматизируют рабочий процесс, устраняют фактор человеческих ошибок и обеспечивают безопасность.

Так, на терминале в рамках опытной эксплуатации внедрены программно-аппаратные комплексы (ПАК) предупреждения наезда контейнерного перегружателя на работника и препятствия.

Система позволяет снизить риск столкновения техники в момент начала движения и в «мертвых зонах». На каждый ричстакер установлены контрольный блок, специальный монитор водителя, антенны обнаружения. Сотрудникам терминала выдают RFID-метки.

При выявлении последних в рабочей зоне перегружателя ПАК в автоматическом режиме оповещает оператора транспортного средства звуковым сигналом и выводит на дисплей информацию о месте нахождения препятствия.

Также успешно реализована концепция автоматизации процессов регистрации и пропуска прибывающего и убывающего транспорта и размещённых на них контейнеров.

Пункты считывания для грузовиков установлены на КПП, для составов - на железнодорожных въездах предприятия. При проезде система фиксирует номера транспортных средств и «ящиков». Полученная информация вносится в информационную базу.

Последняя, в свою очередь, интегрирована с автоматизированной системой управления транспортно-складским комплексом, работающей на российской платформе «1С», в конфигурации «WMS Логистика».

Она позволяет реализовать функционал адресного хранения и учета контейнеров, автоматического формирования заданий сотрудников, получения отчетов от механизаторов и приемо-сдатчиков в режиме реального времени.

Сотрудники «Санкт-Петербурга - Финляндского» контролируют путь контейнеров на терминале от въезда до выезда. Выстроенная топология склада позволяет быстро найти любой «ящик» для дальнейшей обработки.

В опытной эксплуатации пока находится система распознавания номеров контейнеров камерами с искусственным интеллектом на контейнерных перегружателях.

«Мы контролируем положение контейнеров и при прохождении через КПП, и при работе перегружателей. Камера ричстакера захватывает номер «ящика» на любой высоте, первый уровень нейросети выделяет его, второй фиксирует в информационной базе. Это позволяет контролировать проведение работ, минимизировать фактор человеческих ошибок», - сказал Константин Русаков.

Как и RFID-метки, техническое зрение используют для обеспечения безопасности. На перегружателях установлены камеры: одна спереди, три сзади. ИИ реагирует на движущиеся объекты на расстоянии до 30 метров и предупреждает водителя звуковым и визуальным сигналом.

Еще одна инновация терминала в опытной эксплуатации - система автовизитов. Позволяет планировать прибытие транспорта посредством сервисов электронных заявок на пропуска и разрешений на выезд, автоматического шлагбаума, тайм слотов.

«Все это обеспечивает равномерное поступление автотранспорта, уход от бумажных пропусков, сокращение времени обработки каждой машины. Таймслоты открывают целый спектр возможностей для управления грузовым потоком, мы распределяем загрузку терминала для оптимальной работы сотрудников и техники», - отметил главный инженер.

Оптимизировать работу помогает и система автоматизированного подсчета количества контейнеро – операций, осуществляемых спецтехникой: ричстакерами и кранами различных типов. Она позволяет определить производительность техники и персонала, вести автоматический коммерческий и технологический учет.

Помимо прочего, «Санкт-Петербург-Финляндский» с проектом «Зеленый терминал» участвует во всероссийском конкурсе по отбору лучших региональных природоохранных практик «Надёжный партнёр — Экология».

Реализация проекта стартовала в прошлом году. В рамках него контролируется осуществление контейнерных перевозок твердых, сыпучих, газообразных и жидких веществ в герметичных тарах. Также обеспечивается высокая степень автоматизации работы терминала и перевод всей автотракторной техники на газомоторное топливо.

Источник: Морские вести