data-caption= data-caption= data-caption=
Грузы в контейнерах формируют более 13% ВВП России

Перевозки

 

26 октября 2022 года состоялся Президиум Евразийского Cоюза участников грузовых железнодорожных перевозок (ЕСП). Основным вопросом повестки стало обсуждение результатов научно-исследовательской работы (НИР) «Контейнерная логистика. Влияние на экономику России». Фундаментальная работа выполнена ООО «Центр экономики инфраструктуры» и Фондом «Центр стратегических разработок».

В числе прочего, расчёты консультантов показали, что грузы в контейнерах формируют более 13% внутреннего валового продукта страны в тех отраслях, для которых контейнерная логистика является критически важной. Для сравнения, железная руда – 0,1-0,2%, уголь – 0,4-1%. Тонна груза в контейнере даёт в 3,5 раза больше бюджетных доходов, чем тонна средневзвешенного железнодорожного груза. Совокупный эффект на ВВП от перевозки одной платформы с контейнерами (экв. 2 ДФЭ) за счёт прямых и дополнительных эффектов в смежных отраслях составляет более 2 миллионов рублей. 

Разработчики представили инерционный и целевой сценарии развития контейнерных железнодорожных перевозок и сравнительный анализ экономических эффектов при их реализации. Инерционный сценарий базируется на сохранении принципов распределения дефицитных пропускных способностей между контейнерными и иными грузами, и демонстрирует значительно меньший рост ВВП.  

По целевому сценарию рассматривается прирост экспортных контейнерных перевозок до 2025 года на 0,7 млн ДФЭ (+ 11,5 млн тонн), что обеспечивает до 23 миллиардов рублей дополнительных поступлений в бюджет в год. А совокупные эффекты от реализации целевого сценария  составят прирост ВВП страны на 250 миллиардов в год к 2025 году по отношению к 2021 году.

Результаты НИР «Контейнерная логистика. Влияние на экономику России»будут представлены правительству, ФОИВам и профессиональному сообществу. По итогам будут сформированы предложения по развитию контейнерных перевозок, как направления государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, определены приоритеты контейнерной логистики, мероприятия по развитию контейнеризации будут включены в государственные программы и дорожные карты.

Игорь Смирнов (директор по грузовому транспорту и логистике, ЦЭИ):

"Для расчёта социально-экономической эффективности контейнерной логистики использовались общепринятые методы оценки экономических эффектов, которые используются во многих научных исследованиях и нормативных документах. При этом новизна данного исследования заключается в том, что была проведена комплексная оценка экономических эффектов в разрезе видов грузов и подвижного состава, как для  ВВП страны, так и для доходов бюджета Российской Федерации. В исследовании задействованы актуальные данные о работе транспортной отрасли, учтены ключевые социально-экономические параметры развития производственных отраслей страны."

Справочно: Евразийский Союз участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) создан крупнейшими контейнерными операторами России, владельцами портовых и терминальных мощностей. Компании, входящие в состав объединения, владеют примерно 90% парка фитинговых вагонов-платформ, эксплуатируемого на сети РЖД, а также более 80% общих мощностей транспортно-логистических центров и порядка 60% мощностей морских контейнерных терминалов в РФ. Миссия ЕСП - создание благоприятных условий для развития международных и внутрироссийских грузовых перевозок на евразийском пространстве.

Источник: ЕСП