data-caption= data-caption= data-caption=
С 1 ноября 2022 года ОАО «РЖД» увеличивает ставки за размещение подвижного состава на путях общего пользования

Вагоны

 

С 1 ноября 2022 года ОАО «РЖД» увеличивает ставки за размещение подвижного состава на путях общего пользования в перевозочном процессе.

Как следует из протокола ОАО «РЖД» № 70 от 20.10.2022 г. размер ставки действителен до конца текущего года. Данная услуга оказывается на станциях в пути следования. Услуга не оказывается при транзите, в которых входная и выходная станции РЖД являются пограничными, а также при перевозке скоропортящихся грузов.

Изначально предполагалось, что подвижной состав будут размещать в отстой, если об этом попросит отправитель (например, если груз потребовалось доставить позже срока в заявке) или оператор (некуда деть порожний вагон в ожидании заявки на погрузки). Но потом вагоны стали отставлять от движения и в том случае, если возникала угроза бросания подвижного состава в пути следования или на станции назначения.

Иными словами, в АС ЭТРАН вывешивался запрет на вывоз вагонов, локомотив не подавался, а с клиента стали брать плату за просрочку отправки вагона. При этом автоматически оформлялся договор на размещение вагонов на путях общего пользования.

Особенность данной услуги именно в том, что она – договорная. То есть оказывается перевозчиком вне рамок Прейскуранта 10-01, уточнил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Соответственно величина ставки устанавливается в зависимости от экономических показателей ОАО «РЖД».

Напомним, что согласно протоколу ОАО «РЖД» № 60 от 21.12.2021 г. указанные ставки были проиндексированы на 5,8%. Нынешнее повышение – еще почти на 11%. В частности, почасовая плата за 1 ед. подвижного состава (контейнер) длиной до 19,6 м теперь составляет 16,05 руб. против 14,46 руб. ранее.

Формально перевозчик подтянул величину дополнительной услуги примерно на тот уровень, который был задан летним внеочередным повышением тарифа. А если рассматривать ситуацию неформально, то вроде бы для осенней индексации причин не просматривается, поскольку в правительстве РФ говорят о торможении роста цен в стране и едва ли не о дефляции.

Но это обстоятельство не помешало очередному накручиванию договорных расценок перевозчиком. Не смутило даже то, что на сети в конце лета и по осени снизилась погрузка. Казалось бы, следует искать способы ее стимулировать. И один из рыночных инструментов – снижение договорных ставок.

Пикантность ситуации заключается в том, что сам факт появления данной услуги вызвал в свое время жаркие споры.

Ведь по идее размещение вагонов на сети общего пользования следует считать частью выполнения железнодорожной перевозки. Стало быть, услуга должна быть вшита в тариф, напомнил президент Института развития транспортных систем Александр Синев.

Однако в итоге она оказалась все-таки вынесена за рамки тарифа и стала договорной. Точнее, дополнительной.

Под таким углом зрения принятое решение вряд ли можно назвать своевременным. Можно предположить, что итог октябрьской погрузки на сети останется в отрицательной зоне. Да и ноябрь вряд ли будет иным.

Есть и еще одна деталь, на которую следует обратить внимание: непрозрачные условия оказания услуги.

Операторы уже давно предлагали перевозчику создать информационный сервис типа парковки вагонов на сети. Иными словами, речь шла о том, чтобы составить список мест, где можно размещать рабочий парк в ожидании подсыла для погрузки.

При этом услуга обретала вполне понятный порядок ее оказания. И вполне сопоставимый с тем, как это делается при размещении автомашин на специально для этого выделенных стоянках.

Однако на РЖД вместо этого используется другая терминология: размещение подвижного состава на путях общего пользования в перевозочном процессе. Фактически это может быть где угодно. Причем в ряде случаев – без объяснения причин, поскольку отстой организуется в процессе перевозки. Но услуга при этом – договорная.

Источник: РЖД-Партнер