Производители инновационных продуктов, предназначенных для железнодорожного транспорта, получили многомиллионные гранты по проекту «Взлет – от стартапа до IPO»
«Российские железные дороги» выступят заказчиком и гарантом для трех предприятий, разработавших инновационные продукты для железнодорожной отрасли. Партнеры холдинга получат субсидии правительства на общую сумму 443 млн рублей.
Грантовая программа реализуется в рамках федерального проекта «Взлет – от стартапа до IPO» госпрограммы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Она предполагает предоставление субсидии от 25 до 250 млн руб. на разработку инновационной высокотехнологичной продукции и ее последующее внедрение в крупных компаниях.
АО «Калугапутьмаш», входящее в холдинг «Синара-Транспортные Машины», при поддержке ОАО «РЖД» получила грант на серийный выпуск 80-футовой платформы с максимальной скоростью движения 140 км/ч и сниженным влиянием на износ пути.
«Татнефть-Пресскомпозит» из Елабуги готов выпускать для «Российских железных дорог» модульные быстровозводимые платформы из композиционных материалов.
«Транскон» является производителем промышленных кондиционеров, вентиляционного и холодильного оборудования. ОАО «РЖД» выступает заказчиком систем для климат-контроля в пассажирских вагонах и кабинах локомотивов.
Всем трем компаниям предоставляются правительственные гранты на доработку и создание новой технологической продукции по программе федерального проекта «Взлет – от стартапа до IPO». Обязательное условие предоставление грантов - участие крупных российских корпораций в качестве заказчика и гаранта. Куратором федерального проекта является первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Как отмечается в сообщении Минэкономразвития, АО «Калугапутьмаш», специализирующаяся на производстве путевых машин и рельсового транспорта, разрабатывает 80-футовую платформу с улучшенными характеристиками по скорости и снижению нагрузки на рельсовый путь. Внедрение новых платформ на сети железных дорог России способствует повышению маршрутной скорости передвижения грузовых поездов с контейнерами. Потребность в технологическом продукте определена в объеме 5,49 млрд руб. на ближайшие 2 года.
Скоростная железнодорожная платформа в сентябре была испытана на рекордной скорости 154 км/ч. Платформа модели 13-6704 (СППК) проектировалась для использования на скорости до 140 км/ч и показатель в 154 км/ч впервые достигнут в России для данного типа подвижного состава.
В перспективе такие платформы будут использоваться для перевозок грузов на направлении Дальний Восток – европейская часть России, для транзита Китай – Европа – Китай, а также при доставке деликатных грузов с высокой добавленной стоимостью со скоростью пассажирских поездов. Использование этого вида инновационной техники позволит сократить время транзитной перевозки контейнеров по территории России между Европой и Китаем до 7 суток.
Как пояснил директор дивизиона «Путевая техника» холдинга СТМ, генеральный директор Группы РПМ Кирилл Эпштейн, в настоящее время опытные образцы скоростной 80-футовой фитинговой платформы для перевозки контейнеров 13-6704 (СППК) уже прошли испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке и на высокоскоростном полигоне Белореченская – Майкоп.
Протоколы по результатам испытаний были направлены в Алтайский экспертный центр для получения технического заключения. Проведены сертификационные испытания во ВНИКТИ на соответствие Техническому регламенту Таможенного союза 001/2011 по программе Регистра сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте (ФБУ РС ФЖТ).
Приемочные комиссии по всем компонентам, тележкам и платформе в целом успешно проведены. «Поставщики комплектующего оборудования представили сертификаты и декларации на соответствие требований ТР ТС 2011. Планируем завершить все процедуры, связанные с одобрением производства, и получить сертификат соответствия Техническому регламенту таможенного союза в ноябре», – уточнил Кирилл Эпштейн.
В производстве скоростной платформы в основном задействованы два предприятия: Людиновский тепловозостроительный завод и Калужский завод путевых машин и гидроприводов. На ЛТЗ производятся тележки для СППК, а рама и окончательная сборка вагон-платформы осуществляется на базе КПМ. В сфере ответственности Группы РПМ – финишные операции, приемка продукции.
«Для производства СППК в цехе №4 КПМ были организованы 6 сборочных мест, на которых в едином потоке в трехсменном режиме осуществляется сборка вагон-платформ, которые предназначены для нужд Федеральной грузовой компании, – пояснил Кирилл Эпштейн. – При этом для производства СППК были инвестированы средства в техперевооружение сварочного производства. В частности, приобретены сверлильные станки на магнитном основании, приобретаются сварочные полуавтоматы и сварочные тракторы, индукционные нагреватели, приспособления для клёпки и другое оборудование. Объём инвестиций составляет более 10 млн рублей.
Компания «Татнефть-Пресскомпозит» получила грант на производство быстровозводимых сборно-разборных модульных пассажирских платформ из композиционных материалов. Использование композитов предполагает увеличенный срок службы платформ и снижение затрат на эксплуатационное обслуживание. Компания-заказчик оценила потребность в технологическом продукте в объеме 2,5 млрд руб. до 2027 года.
Как пояснили в ООО «Татнефть-Пресскомпозит», посадочная платформа разработана специально для ОАО «РЖД». Несущий каркас, погодный модуль, ограждения, пешеходный настил выполнены из композитных материалов. Одно из главных преимуществ платформы – экологичность производства: выброс парниковых газов при производстве композитных изделий до 6,5 раз меньше, чем у металлических.
Композитные материалы рассчитаны на срок службы до 50 лет, устойчивы к коррозийному воздействию и к погодным условиям, при этом имеют легкий вес. Обладают низкой электропроводностью и теплопроводностью, пожаробезопасны. При монтаже платформе не используются сварочные работы и тяжелая техника.
Компания из Тверской области ООО «Транскон», признанная победителем конкурсного отбора, разрабатывает системы обеспечения климата на основе фреоновых спиральных компрессоров. Производство локализовано на территории России. Климатические системы предназначены для поддержания комфортных условий воздушной среды в пассажирских салонах и кабине управления подвижного состава рельсового транспорта. Потребность в создаваемом продукте оценивается в объеме 1,28 млрд руб. до 2025 года.
Господдержка по программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» предполагает предоставление субсидии до 250 млн руб. на разработку инновационной высокотехнологичной продукции и ее последующее внедрение в крупных компаниях. Постановление о том, что российские технологические компании смогут получить гранты на доработку своей продукции под требования крупных корпораций-заказчиков опубликовано на сайте правительства 18 марта 2022 года.
Цель проекта – создать условия для появления новых технологических лидеров в России. Гранты смогут получить компании, которые способны предложить крупнейшим корпорациям конкурентоспособные технические решения. Главное условие – такие проекты должны реализовываться с использованием приоритетных технологий. В их числе – искусственный интеллект, сети 5G, квантовые сенсоры, перспективные космические системы, технологии новых материалов и веществ, новые поколения микроэлектроники, технологии создания новых и портативных источников энергии, технологии создания современного промышленного оборудования.
Претенденты на господдержку проходят конкурсный отбор. Срок реализации проекта не должен превышать 6 лет после получения финансирования.
Как ранее сообщалось, в июне ОАО «Российские железные дороги» и АНО «Центр поддержки инжиниринга и инноваций» заключили соглашение, согласно которому ОАО «Российские железные дороги» будет помогать технологическим компаниям адаптировать продукцию под нужды железной дороги.
Речь идёт о работе с компаниями, которые принимают участие в федеральной программе по доработке технологической продукции под требования крупных корпораций. РЖД как корпорация-заказчик участвует в отборе таких компаний, проводит оценку потребности в предлагаемых продуктах и дает рекомендацию в отношении государственной поддержки.
По данным АНО «Центр поддержки инжиниринга и инноваций», в рамках первой очереди конкурса на гранты около 25% заявителей отметили в качестве корпорации-заказчика именно «Российские железные дороги».
Источник: СТМ