data-caption= data-caption= data-caption=
Транзит остается базовой моделью компании «ОТЛК ЕРА»

Перевозки

 

Транспортно-логистическая отрасль в настоящее время проходит стадию трансформации. Однако, несмотря на внешние факторы, объем транзитных грузов через Казахстан не снижается. Более того, долгосрочная тарифная политика только повышает привлекательность транспортного коридора.

АО «ОТЛК ЕРА» - уникальная компания, предоставляющая услуги транзитных контейнерных железнодорожных перевозок по территориям Казахстана, России и Белоруссии. Она на паритетной основе принадлежит трем железнодорожным администрациям-акционерам: АО «НК «Казахстан темир жолы», ОАО «Российские железные дороги» и ГО «Белорусская железная дорога». По словам Алексея Грома, генерального директора АО «ОТЛК ЕРА», ключевым фактором успеха в развитии компании является её интеграционный характер.

 

 

- Алексей, какие изменения произошли в компании за последний год?

- Изменения внешней среды, безусловно, оказали свое влияние и на нашу компанию. В рамках наших базовых коридоров частично претерпели изменения виды сообщений, добавились новые направления перевозок. Однако базовая модель остается прежней - евразийский транзит.

Весной текущего года существенно снизился товаропоток из Европы в Китай – до 50%, но он не упал до нуля. С другой стороны, замещение этой «выпадающей» части объемов перевозок мы увидели в экспортных перевозках из Белоруссии или России в Китай через Республику Казахстан. При этом для Казахстана практически 100% данных перевозок остаются транзитными: просто расширилась география локаций, откуда отправляются грузы.

И если в апреле мы «нащупали дно» по перевозкам из Европы в Китай, то сегодня мы фиксируем постепенное восстановление товаропотоков - видим, что ряд крупных клиентов возвращается в наши сервисы. И это закономерно, ведь наш коридор уже давно зарекомендовал свою эффективность. Временные факторы неопределённости пройдут, а грузовладелец уже привык к конкурентоспособному сервису, оптимальным тарифным условиям, надёжности и предсказуемости в отношении железнодорожного транзита. На мой взгляд, объемы вернутся, и, естественно, мы прикладываем к этому максимум усилий.

- Изменилась ли политика ценообразования в вашей компании ввиду новых экономических вызовов?

- Долгосрочная и предсказуемая тарифная политика - одно из главных и наиболее востребованных конкурентных преимуществ для грузовладельцев. Так, при перевозке грузов транзитом по территориям стран СНГ нет такой хаотичной волатильности стоимости перевозок, которую можно наблюдать при перевозках грузов в сообщении Европа - Азия, например, по морю или авиатранспортом. Железнодорожные тарифы отличаются высокой надежностью и предсказуемостью в долгосрочной перспективе. Конечно, изменения происходят, но зачастую индексация связана с окончанием планового периода, например, по году.

В нашей компании есть определенные стандарты по формированию тарифов на базовом коридоре. И тарифные решения мы принимаем только по согласованию с акционерами, очень выверенно. Мы понимаем, какая ответственность лежит на нас как на операторе транзитных контейнерных поездов, на долю которого приходится свыше 85% объемов в сообщении Китай - Европа, Европа - Китай на колее 1520 мм.

- В 2018 году АО «ОТЛК ЕРА» в целях популяризации железнодорожного контейнерного транзита на трейде Китай – Европа – Китай инициировало создание и официально представило рынку индекс транзитных железнодорожных перевозок Eurasian Rail Alliance Index (ERAI). Расскажите подробнее об этом.

- ERAI – это композитный индикатор стоимости транзитных контейнерных перевозок в евразийском железнодорожном коридоре по территории ЕАЭС в сообщении Китай - Европа и Европа - Китай. Он стал важным инструментом повышения информированности о рынке трансъевразийских контейнерных железнодорожных перевозок.

В конце 2019 года для продвижения индекса, а также для предоставления участникам рынка исчерпывающей и достоверной новостной и аналитической информации, под брендом ERAI был созданинформационно-аналитический портал, на котором регулярно публикуются данные о стоимости трансъевразийских перевозок, о сроках доставки грузов, о видах и объемах перевезённой продукции за интересующий отчетный период, статистические данные об углеродном следе по видам транспорта, а также актуальные и уникальные аналитические обзоры, новости.

С начала 2022 года количество посетителей портала ERAI превысило 35 тысяч, а в целом с момента запуска портала его посетили более 80 тысяч пользователей.

 

 

- Были ли изменения в клиентском сегменте за последнее время?

- Системного сдвига в отношении клиента к транспортной услуге мы не увидели. Не было ни одного, который бы нам сказал – всё, мы больше с вами работать не будем. При этом база договоров существенно дополнилась новыми грузовладельцами. Клиентские запросы также мало изменились: всё та же заинтересованность в получении услуг высокого качества за приемлемую цену. Конечно, фактор скорости перемещения груза приобретает всё большее значение. Особое значение клиенты также уделяют сохранности груза. Здесь важно отметить, что за 10 месяцев текущего года не было ни одного инцидента, связанного с утерей груза, в периметре нашей ответственности – на пространстве колеи 1520. Это еще раз доказывает, что железнодорожный транспорт является самым безопасным и надёжным способом доставки.

- Какие тренды на мировом рынке транспортно-логистических услуг наблюдаются в настоящее время?

- Основной тренд – необходимость в создании запасов прочности инфраструктуры, а также генерация новых идей с точки зрения перевозочных технологий. Негативные факторы, связанные, например, с санкционной политикой или торговыми войнами, могут привести к вынужденному изменению логистики и направлению перевозок. В свою очередь существенное увеличение объемов на том или ином направлении делает очевидным, что инфраструктура оказывается не готова их сразу принять. Ввиду этого важно постоянно развивать инфраструктуру и создавать резервы пропускной способности на основных направлениях евразийского трейда. Одним из таких важных направлений, безусловно, является сообщение с КНР.

Когда наступают непростые времена, нужно, на мой взгляд, строить железные дороги. Для стран Евразии это очень важно. У нас огромный континент, где логистика и торговля будут всегда востребованы. Помимо создания резервов инфраструктуры и технологий для будущих поколений, мы получим отличный мультипликативный эффект для ключевых отраслей экономики наших стран. Такое синхронное развитие сделает нас ещё конкурентоспособнее и успешнее.

Источник: Forbes