data-caption= data-caption= data-caption=
Минэнерго РФ предлагает запретить транзит казахстанского угля

Перевозки

 

Министерство энергетики России предлагает помочь российским угольным компаниям с помощью ухудшения условий для казахстанских компаний. Из-за санкций для российских угольщиков оказался закрыт европейский рынок, что привело к масштабным логистическим сбоям.

Отрасль оказалась не готова к «развороту на Восток» — транспортная инфраструктура не справляется с потоком российских товаров, которые теперь пытаются сбыть на азиатских рынках. Об этом пишет издание со ссылкой на проект предложений Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго.

Ведомство хочет перестроить логистику экспорта товаров по железным дорогам, чтобы разгрузить Восточный полигон (Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали). Для этого предлагается перенаправить высокомаржинальные поставки с низкой долей логистических затрат с восточного направления на западное и южное, а также пересмотреть основные тарифы РЖД. Более того, ведомство всерьез рассматривает возможность введения запрета на транзит угля из третьих стран. Речь прежде всего идет о Казахстане, который не попал под европейские санкции и продолжает поставлять свою продукцию на европейский рынок по российской территории.

В настоящий момент в отношении ряда угольных регионов действует режим преференций: уголь из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы проходит Восточный полигон с повышенным приоритетом. Правительство рассматривает сохранение этого режима и на будущий год, однако в РЖД не видят в нем особого смысла, поскольку главный приоритет в условиях войны все равно отдается специальным, воинским и высокотехнологичным грузам, а также внутрироссийским перевозкам независимо от груза.

В инерционном сценарии РЭА ожидает, что в новых условиях в 2022 году экспорт угля из России упадет на 12,6%, до 195 млн тонн, а в 2023 году — еще на 21,5%, до 153 млн тонн. В 2021 году Россия поставила на мировые рынки 223 млн тонн, из них 101 млн тонн пришлось на Восточный полигон. Оптимистичный сценарий предполагает, что экспорт по итогам года упадет только на 9% и составит 203 млн тонн, а в 2023 году — на 13,3%, до 176 млн тонн. Поставки по восточному коридору при этом не будут сильно выше и составят 105 млн тонн в 2022 году и 107 млн тонн в 2023 году.

На этом фоне не очень понятно, как предложение о запрете транзита казахстанского угля должно помочь разгрузить российские магистрали. Издание приводит данные Главного вычислительного центра РЖД, согласно которому в период с января по сентябрь 2022 году среднемесячная погрузка угля составила 28,9 млн тонн, а транзит — всего лишь 860 тысяч тонн, или 2,9% от общего объема.

«С учетом увеличения налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых угольные предприятия могли бы попытаться обосновать перед государством необходимость их адресной поддержки в виде субсидий», — заявил изданию представитель РЖД.

Однако эксперты издания уверены, что запрет на транзит — самый быстрый и эффективный способ снизить нагрузку на транспортные сети и угольную промышленность. По их мнению, это высвободит мощности в южных и северных портах и позволит увеличить их пропускную способность для российского экспорта. Такой точки зрения придерживается замгендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев, который уверен, что решение «будет лежать в политической плоскости».

В октябре министр финансов Антон Силуанов анонсировал повышение налогов для угольной промышленности. Глава Минфина анонсировал повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также экспортную пошлину. В общей сложности с угольной промышленности планировалось собрать дополнительно 100 млрд рублей доходов в бюджет. Однако финальное решение по этому вопросу все еще не принято.

Источник: Ведомости