Лесопромышленники с сентября 2022 г. лишились возможности отправлять пиломатериалы на экспорт в Казахстан из-за пробела в таможенном законодательстве. Об этом сообщил источник в компании – операторе грузовых вагонов и подтвердил представитель РЖД.
Источник пояснил, что проблема возникла из-за постановления правительства от 15 июля 2010 г. № 521 «Об определении пунктов пропуска через госграницу для отдельных видов товаров». В июле 2021 г. в него внесли изменения, они вступили в силу в сентябре.
В постановлении речь идет и о пиломатериалах (ТН ВЭД 4407 – доски, брус и др.). «Товар можно отправлять только со станций, где есть сухопутная граница с иностранными государствами, не входящими в Таможенный союз (ТС; входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Пункты пропуска для пиломатериалов в страны ТС в 2022 г. в постановлении не указаны», – уточняет собеседник.
«У Казахстана с Россией единое таможенное пространство, поэтому пункты пропуска на границе в качестве места отправки пиломатериалов не обозначены», – пояснил зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин. Но, чтобы отправить на экспорт пиломатериалы из Сибири или с Урала, нужно обозначать пункты пропуска на границе с Казахстаном, через которые будет проходить сырье, пусть формально их и не существует, объяснил он. В итоге грузоотправители и операторы до сих пор не знают, как отправлять пиломатериалы в Среднюю Азию, говорит Семенкин.
По данным UN Comtrade, в 2021 г. отправки пиломатериалов из России составили 29,6 млн куб. м, или почти 17 млн т, на $6 млрд. Больше всего было экспортировано в Китай – 15,8 млн куб. м, или 9,3 млн т, на $2,7 млрд. На Узбекистан пришлось 2,2 млн куб. м, или 1,3 млн т, российских пиломатериалов на $318 млн, на Казахстан – 760 000 куб. м, или 446 900 т, на $59,9 млн. Казахстан является и основным логистическим коридором для экспорта этих товаров.
Начальник Западно-Сибирского ТЦФТО (территориальный центр фирменного транспортного обслуживания РЖД) Александр Елизаров уже обращался по этому вопросу к первому заместителю начальника ЦФТО (департамент РЖД по грузоперевозкам) Сергею Колесникову. Елизаров пишет, что на Западно-Сибирской железной дороге в октябре 2022 г. отклонено 213 заявок грузоотправителей, под ограничения подпали 449 вагонов (около 10 составов), или 4932 контейнера. Это, по его словам, привело к потерям РЖД (неполучение платы по тарифу) в размере 89,3 млн руб. По данным менеджера, известно и о задержании на пограничной передаточной станции Озинки Приволжской железной дороги двух контейнерных поездов (63 вагона и 124 контейнера) с пиломатериалами.
Директор по продажам и клиентскому сервису «Трансконтейнера» (входит в ГК «Дело») Никита Пушкарев сообщил, что впервые компания столкнулась с ограничениями в сентябре в Озинках. Груз пришлось направить на погранпереход Забайкальск – Маньчжурия, пояснил он. По словам Пушкарева, за последний месяц со схожей проблемой столкнулись и другие компании.
Елизаров просил Колесникова инициировать обращение в правительство РФ о возможности исключения кода ТН ВЭД 4407 из постановления либо включения в приложение к нему пунктов пропуска на границе с Казахстаном (в том числе Кулунда, Локоть).
Пресс-служба РЖД подтвердила наличие проблемы, но общее количество отказов, потери объемов груза и доходов не сообщила. По словам представителя монополии, холдинг обращался в федеральные органы исполнительной власти с просьбой решить вопрос. «Насколько нам известно, принимаются необходимые меры с целью разрешения ситуации», – пояснил он.
Представитель ГК «Вологодские лесопромышленники» (ВЛП) сказал, что проблему транзита лесных грузов через Казахстан компания обсуждала на уровне правительства Вологодской области и Минпромторга РФ.
Представитель Минпромторга пояснил, что по результатам обращения министерства в правительство и Минфин подготовлен проект постановления, предусматривающий возможность экспорта пиломатериалов во все страны ТС, включая Казахстан. Он напомнил, что весной 2022 г. принято решение о временном расширении перечня пунктов пропуска (дополнен семью автомобильными) на китайском и монгольском участках границы для экспорта отдельных видов лесоматериалов.
Представитель ВЛП говорит, что в сложившихся геополитических условиях рынки Средней Азии рассматриваются экспортерами как перспективные с точки зрения развития продаж и доступности логистики. Помимо снятия ограничений по пунктам пропуска, по его мнению, необходимо системное увеличение провозных способностей Дальневосточного и Южного коридоров – в частности, открытие автомобильного погранперехода на границе с Азербайджаном, а также развитие инфраструктуры на границе с Китаем.
Консультант WhatWood Марина Зотова отметила, что Средняя Азия могла бы взять на себя часть российских пиломатериалов, которые предназначались для Европы. По ее мнению, это направление становится одним из важнейших для компаний европейской части РФ, для которых поставки в Юго-Восточную Азию ограничены или закрыты из-за высоких транспортных затрат.
Перенаправить весь объем пиломатериалов из Европы в Среднюю Азию будет трудно из-за отсутствия достаточного спроса, говорит гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. По прогнозу компании, в 2022 г. Россия недопоставит в ЕС около 2,6 млн куб. м этого сырья.
Источник: Ведомости