Минтранс России предлагает увеличить количество контейнерных поездов в восточном направлении на три пары в сутки до конца 2022 г. за счет снижения перевозок угля. Такое предложение выдвинул министр Виталий Савельев на совещании у президента Владимира Путина 16 ноября. Это решение позволит увеличить и импорт, и вывоз экспортных грузов, пояснил Савельев. Сейчас на Дальний Восток и обратно ежедневно направляется 15-17 пар контейнерных поездов.
«Ожидаемый выпадающий объем отгрузок энергетического угля составит порядка 800 000 т до конца года, или 1,4% годового объема, которые мы планируем довезти в следующем году до 15 апреля», – добавил министр транспорта (цитата по «Интерфаксу»). Эта цифра, «в принципе, согласована и абсолютно безболезненна», отметил первый вице-премьер Андрей Белоусов. По его словам, это решение коснется в первую очередь Кузбасса, но с учетом вывоза оттуда только за III-IV кварталы 26 млн т угля 800 000 т – это «небольшая часть». С грузоотправителями этот вопрос будет дополнительно проработан, подчеркнул Белоусов.
Минтранс также предлагает увеличить число отправляемых с дальневосточных станций контейнерных поездов с полувагонами с одного до пяти в сутки. Способствовать этому должно продление до конца года скидки на перевозку контейнеров в полувагонах, полагает Савельев. По его оценке, эти меры позволят вывозить до 700 TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в сутки, или до 21 000 TEU в месяц.
При этом Минтранс предлагает увеличить в 2023 г. тарифы на контейнерные перевозки на восток, одновременно снизив их в направлении портов Северо-Запада, и по возможности использовать автотранспорт. «При увеличении тарифа – условно – на 10% удорожание товара будет не более чем на 1%. Мы тем самым сможем стимулировать спрос на вывоз контейнеров на Северо-Запад», – добавил Савельев.
Президент в целом поддержал предложения ведомства, но указал на необходимость согласования этих вопросов со всеми участниками процесса.
Предложения Минтранса направлены на стабилизацию ситуации с вывозом контейнеров из портов Дальнего Востока. Морские терминалы там перегружены уже не первый месяц. Смещение грузопотоков с запада на восток привело к тому, что товары, которые переваливали в портах Северо-Западного региона, сейчас уходят на Дальний Восток для последующей поставки в страны Азии.
Объем невывезенных грузов по железной дороге в восточном направлении из-за неудовлетворения заявок отправителей по итогам девяти месяцев 2022 г. составил порядка 80 млн т, говорил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Из-за этого, по оценке чиновника, российские грузоотправители потеряли порядка 1,5 трлн руб. выручки. Непростую ситуацию с вывозом грузов на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб), а также в дальневосточных портах усугубляет перегруженность железных дорог углем, отмечал он.
ГК «Дело» Сергея Шишкарева, в связи с этим, предложила РЖД разрешить операторам отправлять порожние фитинговые платформы в составе прибывающих на припортовые станции контейнерных поездов с экспортными грузами («Ведомости» писали об этом 20 октября). Но РЖД заинтересована в максимизации перевозок грузов, а не порожних вагонов, отвечал тогда представитель компании. Он добавил, что для вывоза контейнеров из портов применяется и технология их перевозок в полувагонах. Текущие предложения Минтранса в РЖД комментировать отказались.
«Дело» приветствует предложенное Минтрансом решение о перераспределении грузопотока на Восточном полигоне между различными направлениями и добавлении трех контейнерных поездов, сказал представитель компании. По его словам, это должно снизить остроту проблемы с вывозом скопившихся на терминалах Дальнего Востока контейнеров с импортом.
Другие участники рынка отнеслись к предложениям более настороженно и считают, что пока рано судить об их эффективности. По словам источника в операторской компании, сейчас РЖД практически не отправляет порожние платформы на Дальний Восток, а большинство владельцев полувагонов (более 80%) не хотят предоставлять их под контейнеры, так как это снижает оборачиваемость парка.
По данным другого собеседника, на конец сентября на морских терминалах на Дальнем Востоке скопилось более 65 000 TEU. «Оборот дальневосточных портов составляет порядка 2 млн TEU в год», – констатирует он. По оценке источника, терминалы в макрорегионе загружены на 120%. РЖД задействовала для перевалки тыловые терминалы, напомнил собеседник в стивидорной компании. Но ситуацию, по его словам, это не улучшило: за октябрь их заполнение выросло с 45 до 85%.
Дефицит инфраструктуры Восточного полигона вынуждает чем-то жертвовать, констатирует президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. По его оценкам, потери в вывозе угля составят 21 000 т в сутки, или чуть больше 950 000 т до конца года. «Это большая цифра, но, если не ввезти импорт или не вывезти несырьевой экспорт, потери экономики России будут гораздо больше», – полагает он. По мнению Иванкина, повышение тарифов на восток не скажется на грузовладельцах, а их снижение в северо-западном направлении позволит реализовать логистические схемы, частично разгрузив Восточный полигон.
По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, попытка ограничить экспорт угля будет встречена крайне негативно. Эксперт добавил, что идея о снижении тарифов на перевозки на Северо-Запад реальна, поскольку доходы РЖД серьезно не пострадают. «Предложенные меры могут способствовать снижению остроты проблемы, но решить ее полностью до конца года, скорее всего, не смогут», – заключает эксперт.
По словам собеседника издания в операторской компании, стоимость перевозки 1 TEU через порты Северо-Запада сейчас примерно на $1500 выше, чем через Дальний Восток.
Но попытка принудительно направить контейнеры через Северо-Запад, по словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, лишь увеличит нагрузку на грузоотправителей, а саму проблему не решит. Использовать автотранспорт дорого, а полувагоны [для контейнеров] незначительно увеличат провозную способность, продолжает аналитик.
Источник: Ведомости