На фоне высокой конкурентной среды в грузовом вагоностроении возникают споры между игроками рынка насчет интеллектуальных прав. Так, сейчас идет дело по иску «Рузхиммаша» (входит в «РМ Рейл») к «Алтайвагону» на 1,5 млрд руб., ранее завершились разбирательства по иску самого «Алтайвагона» к «Уралвагонзаводу» на 482 млн руб. О работе отрасли в направлении защиты интеллектуальной собственности поговорили с Евгением Семеновым, исполнительным директором Союза «Объединение вагоностроителей».
Евгений Юрьевич, насколько часто возникали судебных тяжбы вагоностроителей вокруг интеллектуальных прав в последние годы?
За последние годы количество споров между вагоностроителями, связанных с патентной тематикой, значительно увеличилось и продолжает расти. Однако это обусловлено и развитием института защиты интеллектуальной собственности в российской промышленности и экономике в целом. В вагоностроении наибольшим опытом управления интеллектуальной собственностью обладают «Уралвагонзавод» и «Объединенная вагонная компания». В то же время все активнее в этом направлению также работают «РМ Рейл» и «Алтайвагон».
Отмечу, что споры идут не только о нарушении патентных прав, но и о качестве самих патентов. Параллельно на рынке растет и число лицензий, то есть закрепленных договоренностей о праве применять запатентованные технические решения.
Как рассчитывается объем исковых требований по патентным спорам?
Размеры исковых требований целиком и полностью определяются правообладателями при подготовке искового заявления. Конкретно назвать подходы к их определению затруднительно, в том числе в связи с тем, что в России нет сложившихся подходов по формированию размера компенсации упущенной выгоды. И это касается не только вагоностроения.
Насколько действительно уникальные решения описывают сегодня патенты в российском вагоностроении?
Грузовые вагоны существуют столько же, сколько и железные дороги. Поэтому изобрести что-то по-настоящему уникальное вагоностроителям сегодня удается сравнительно редко. Как правило, патентной защите подлежат улучшения, вносимые в существующие конструкции. Роспатент формально оценивает эти технические решения по новизне на основе доступной экспертам информации.
В случае, если у оппонента есть доступ к дополнительной информации, опровергающей новизну или техническую применимость описанной в патенте конструкции, то выданный патент может быть отменен. Такие прецеденты есть. Но отмечу, что происходит это нечасто.
Значительный объем решений для грузовых вагонов патентуют научные центры, вузы, физические лица. Какая доля из них доходит до внедрения и бывают ли случаи исков по ним?
Технические решения, запатентованные научными центрами и вузами, составляют незначительную часть от внедряемых в производство. Зачастую эти решения опережают свое время, не реализованы в макетах и опытных образцах и, как следствие, не имеют практических доказательств их применимости, то есть носят скорее характер «только на бумаге».
Также ни для кого не секрет, что есть и доля, скажем так, «эксцентричных ученых», которые в патентах предлагают полностью перекроить работу железнодорожного транспорта. Если и есть какие-то иски к вагоностроителям от науки, то это единичные случаи.
Как текущая экономическая ситуация влияет на НИОКР и патентную деятельность вагоностроителей?
Сегодня после наблюдаемого периода спада вагоностроителям очень важно выйти на новый виток развития с продуктовой линейкой, максимально отвечающей потребностям покупателей. А это возможно только в том случае, если количество НИОКР не будет снижаться, а наоборот пойдет в рост. Рынок вагоностроения характеризуется цикличностью и через некоторое время следует ожидать подъема. Производителям важно подойти к нему с конкурентоспособными решениями.
Сложившаяся тенденция роста патентной активности в отрасли, по нашему мнению, будет продолжаться. Компании не снизят свои расходы на патентование продуктов интеллектуальной деятельности, а напротив, увеличат их и в 2023 году.
Осуществляет ли государство поддержку патентной деятельности?
Она шла только применительно к субсидированию части затрат на патентование за рубежом, что в современной ситуации стало недоступно. В то же время компенсация затрат на НИОКР предоставляется регулярно.
Источник: Rollingstock