«Русские рефрижераторы» («РусРеф») завершают опытно-коммерческую эксплуатацию 8 автономных рефрижераторных вагонов модели 16-5213, которые по заказу компании произвел «Уралвагонзавод» (УВЗ). В работе долгосрочная сертификация и заключения контрактов с крупными игроками пищевой промышленности.
На прошлой неделе вагон отправился в пилотный рейс с партией замороженной продукции агрохолдинга «Равис» со станции Шагол Южно-Уральской железной дороги. В начале ноября «РусРеф» также объявила о соглашении по долгосрочному сотрудничеству с компанией CRIGA, занимающейся оптовой торговлей рыбой и морепродуктами.
Как рассказал директор по развитию «РусРеф» Максим Корнеев, компания переходит к взаимодействию с крупными игроками пищевой отрасли после завершения опытно-промышленной эксплуатации, которая велась в течение 2022 года. Так, 8 вагонов совершили более 50 грузовых рейсов. «Технических и коммерческих браков в рамках этой работы зафиксировано не было», — говорит Корнеев. Он отмечает, что отработка технологий определила направления оптимизации конструкции, которые будут включены в серийную модель.
Автономный рефрижераторный вагон 16-5213 был спроектирован по заказу «РусРеф» в Уральском конструкторском бюро вагоностроения (УКБВ, входит в УВЗ) и выпущен на мощностях в Нижнем Тагиле. Сам завод искал партнера для организации производства рефвагонов с 2015 года, совместная работа с «РусРеф» началась в 2018 году. Как указывает Максим Корнеев, это первый отечественный рефрижераторный вагон, произведенный с 1993 года. Подвижной состав уже два раза получал сертификат РС ФЖТ сроком на год в октябре-2020 и декабре-2021. Сейчас в работе продление действия сертификата на более длительный срок.
Вагон предназначен для перевозки скоропортящихся грузов, способен сохранять заданную температуру в грузовом помещении от +15 до –24°C и работать в диапазоне внешних температур от –40 до +40°C. Он оборудован холодильно-отопительной установкой в двух вариантах исполнения, расположенной в специальном отсеке на торце. Как заявляет производитель, конфигурация стен, откатных ворот в совокупности с применяемым теплоизоляционным материалом обеспечивают защиту от теплопотерь с коэффициентом теплопередачи кузова ниже 0,2 Вт/м2·°C. Запас топлива в 2 тыс. л позволяет вагону работать в автономном режиме не менее 30 суток без технического обслуживания и дозаправки.
В ходовой части применена тележка 18-194-1 с нагрузкой 25 тс. Грузоподъемность вагона составляет 55 т, однако, как говорит Корнеев, этот показатель в серийной версии может быть повышен. Длина отсека – более 19 м, полезный объем кузова – 126 м3, вагон способен вмещать 48 европаллет. Конструкционная скорость – до 120 км/ч.
Дополнительно вагон оснащен значительным количеством телеметрических датчиков. Так, весь комплекс включает:
-
- 6 датчиков температуры воздуха в грузовом помещении;
- 2 датчика температуры воздуха за бортом;
- датчики уровня влажности и содержания CO2 в грузовом помещении;
- датчики контроля закрытия дверей грузового и машинного помещений;
- датчик уровня топлива;
- датчики пожарной безопасности;
- устройства, обеспечивающие бесперебойную передачу данных с датчиков по каналам мобильной (GPRS) и спутниковой (IRIDIUM, при необходимости) связи;
- модули систем навигации GPS/ГЛОНАСС для постоянного контроля местоположения вагона;
- дистанционное управление холодильно-отопительной установкой;
- модуль Bluetooth, позволяющий получить показания датчиков с мобильного устройства вблизи вагона.
Старт серийного производства вагонов запланирован на март 2023 года. В первые месяцы «РусРеф» хочет выйти на объем выпуска в 10 вагонов в месяц, однако по итогам первого года массового производства планируется выпустить не менее 200 единиц.
Корнеев отмечает, что темпы внедрения сейчас сдерживают только ограничения по компонентам. Так, пока завоз иностранных холодильно-отопительных установок для вагона осуществляется по параллельному импорту, однако «РусРеф» рассматривают возможность профинансировать создание аналога в России.
По оценкам Корнеева, в России более 3000 рефрижераторных вагонов устарели морально и физически, все старше 29 лет и требуют замены. «Минимальный рынок мы видим на уровне 1500 таких вагонов. Максимальный же может достигать и 9000 единиц, если получится вернуть скоропорт в вагонный сегмент с автомобильных и контейнерных перевозок», — говорит он.
На территории ЕАЭС есть еще один игрок, освоивший выпуску автономных рефрижераторных вагонов, — казахстанская Cool Infinity. В 2021 году она в РС ФЖТ сертифицировала такой вагон модели 16-1881, допуск действует до лета 2026 года. В нем применена тележка 18-2129 с осевой нагрузкой 23,5 тс от «Алтайвагона». В то же время, как пишет «РЖД-Партнер», для электроснабжения вагона 16-1881 наряду с дизель-генераторной установкой используются солнечные батареи, что, по заявлениям производителя, позволило повысить время автономной работы вагона и снизить расход дизельного топлива. Ранее Cool Infinity сообщала о планах начать серийное производство своих автономных рефрижераторных вагонов ближе к осени 2022 года.
Источник: Rollingstock