data-caption= data-caption= data-caption=
В РФ За 10 месяцев 2022 г. увеличился выпуск цистерн для перевозки химических грузов

Вагоны

 

Сегодня наблюдается увеличение перевозки опасных грузов с использованием танк-контейнеров, причём отечественные производители имеют все возможности для наращивания их производства. Однако отсутствие необходимого объёма подтверждённых заказов со стороны отечественных потребителей не позволяет оценить экономическую эффективность от развёртывания соответствующих мощностей.

К подвижному составу для перевозки опасных грузов относятся вагоны-цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) и химических продуктов. По итогам 10 месяцев 2022 года наблюдается увеличение объёмов выпуска цистерн для химических продуктов на 29%, с января по октябрь 2022 года изготовлено почти 1,5 тыс. единиц. А производство цистерн для СУГ резко сокращается. Так, за 10 месяцев изготовлено всего 10 вагонов, падение к аналогичному периоду прошлого года составило 96%.

Снижение производства специализированного состава обусловлено двумя основными факторами – падением объёмов грузовой базы и перетоком продуктов СУГ на перевозку в танк-контейнерах, у которых есть ряд преимуществ перед специализированным подвижным составом. Их удобно использовать для доставки продуктов на первой и последней миле, кроме того, они обладают большей мультимодальностью.

Учитывая данную тенденцию, следует отметить положительные результаты отечественных вагоностроителей по освоению собственного производства танк-контейнеров, а именно АО «Уралкриомаш» (входит в концерн «Уралвагонзавод») и АО «Рузхиммаш» (входит в компанию «РМ Рейл»).

Инициативы вагоностроителей позволят в перспективе снизить или исключить зависимость от импортной продукции в условиях геополитических рисков (в настоящее время основным производителем и поставщиком танк-контейнеров в РФ является КНР, доля около 95%), а также расширить и поддержать собственное производство. По моему мнению, к настоящему времени вся потребность рынка в новых танк-контейнерах может быть покрыта мощностями отечественных предприятий.

Также стоит отметить, что на российском рынке сегодня не наблюдается проблем с наличием комплектующих для производства танк-контейнеров. До настоящего времени единственной проблемой было наличие комплектующих для запорной арматуры танк-контейнеров. Однако её решило АО «СГ-транс». Компания организовала собственное производство уплотнительных прокладок для запорной арматуры.

Однако наблюдаются сдерживающие факторы, которые негативно влияют на развитие производства танк-контейнеров. Один из основных – отсутствие необходимого объёма подтверждённых заказов со стороны отечественных потребителей, что не позволяет оценить экономическую эффективность от развёртывания соответствующих мощностей. Предприятия резонно опасаются, что из-за существующей ценовой разницы основные потребители продолжат ориентироваться на закупку продукции в Китае, где её производство субсидируется государством.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо активизировать участие государства либо путём создания благоприятных условий (реализация мер поддержки, субсидирование), либо путём установки тарифов на перевозку грузов специализированными контейнерами российского производства на уровне, не превышающем перевозку в универсальных.

Источник: Гудок