data-caption= data-caption= data-caption=
Самый мощный в мире электровоз Shen24 эксплуатируется в Китае

Локомотивы

 

Shen24 - шестисекционый локомотив переменного тока с 24 осями и мощностью 28,8 МВт имеет силу тяги при старте 2280 кН, в длительном режиме — 1596 кН, может развивать максимальную рабочую скорость 120 км/ч. Официально электровоз поступил в эксплуатацию в июне 2021 года. Отмечается, что его внедрение позволило утроить вывоз угля в провинциях Шаньси и Шэнси, на 25 млн т в год.

Shen24 был разработан CRRC в рамках заключенного с энергетической компанией Китая CHN Energy контракта на поставку 8 таких электровозов. В перспективе компания планирует оформить еще один заказ на 12 локомотивов. Подвижной состав предназначается для перевозки составов массой 10 тыс. т на линии Шэньму — Шочжоу протяженностью 266 км и с уклонами 12‰.

Первый электровоз сошел с конвейера завода в Чжучжоу в конце июля 2020 года. Локомотив создан на основе двухсекционного электровоза HXD1, который серийно выпускается CRRC с 2006 года. Как заявляет производитель, в новой машине использовано 16 технологических инноваций, за счет чего электровоз обладает самыми высокими в мире показателями мощности, тягового усилия, а также является самым длинным с наибольшим количеством осей. Многие комплектующие Shen24 выполнены из композитных материалов, что снижает вес и увеличивает прочность.

 

 

Электровоз был протестирован на экспериментальном кольце рядом с Пекином и успешно прошел 33 типовых испытания, включая проверку работы тормозного оборудования и системы управления локомотивом. В ходе опытной эксплуатации машина показала, что может тянуть поезда весом 11,7 тыс. т (длина состава из 108 полувагонов модели C80 — 1455 м, самого локомотива — 106 м) на подъемах 12‰ и проходить кривые радиусом в 500 м. Официально электровоз поступил в эксплуатацию в июне 2021 года. В сентябре этого года он прошел уже более 250 тыс. км пробега.

В машине применен ряд цифровых решений. Так, электровоз оснащен системой мониторинга технического состояния компонентов в режиме реального времени и системой прогнозирования отказов комплектующих. Диагностика неисправностей осуществляется за счет выявления отклонений от нормы температуры и вибрации компонентов. Кроме того, электровоз оборудован интеллектуальной системой вождения, которая включает автоматический запуск, трогание с места, торможение и поддержание определенного скоростного режима. Благодаря внедрению этой системы локомотивом может управлять только один машинист (однако в кабине предусмотрено два места). Также в электровоз встроена навигационная спутниковая система Beidou местного производства. Она может работать в автономном режиме при неисправностях контактной сети или токоприемников.

 

 

Локомотив Shen24 в стандартном исполнении состоит из шести секций (A+C1+D1+D2+C2+B). Секции A и B оборудованы кабиной машиниста с пультом управления и пантографами, на промежуточных секциях D1 и D2 также установлены пантографы, в то время как на секциях C1 и C2 они отсутствуют.

По словам руководителя отдела исследований и разработок завода в Чжучжоу Вана Вэя, в электровозе Shen24 впервые применена децентрализованная система электроснабжения. Обычно пантограф устанавливается на одной секции локомотива, и электроэнергия распределяется на каждую секцию с помощью высоковольтной перемычки на крыше. Однако в Shen24 четыре секции оборудованы токоприемниками, энергия между секциями не распределяется. Благодаря внедрению технологии динамической балансировки заряда сетевая система управления может автоматически распознавать различные компоновки локомотива с четырьмя, пятью или шестью секциями.

 

 

Инновационная конструкция силового модуля преобразователя предполагает решение таких технических проблем, как перенапряжение и разделение тока в процессе работы, что должно позволять значительно повышать надежность и ремонтопригодность тяговой системы. Также электровоз оснащен системой рекуперации, которая помогает использовать сверхбольшую кинетическую энергию, генерируемую при торможении.

Источник: Rollingstock