Интервью с начальником Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», председателем Подкомитета по эксплуатации Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу Сапетовым Михаилом Владимировичем по итогам 2022 года.
- Расскажите об основных направлениях деятельности Подкомитета по эксплуатации Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу в 2022 году. Каких результатов удалось достичь?
- Основными направлениями деятельности Подкомитета в 2022 году стали:
Мониторинг надежности в эксплуатации грузовых вагонов, в том числе с улучшенными техническими характеристиками
В целях организации мониторинга технического состояния грузовых вагонов в вагонном комплексе на сегодняшний день внедрено свыше 6000 средств контроля различных параметров подвижного состава. По результатам работы за 11 месяцев 2022 года по их показаниям отцеплено 69 193 грузовых вагона.
В целях оптимального использования информации о техническом состоянии грузовых вагонов в рамках реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» ведется реализация проекта «Предиктивный анализ технического состояния грузовых вагонов за счет внедрения средств диагностики подвижного состава на ходу поезда». Реализация проекта направлена на автоматизацию и оптимизацию процессов, связанных с планированием, контролем, выполнением и анализом операций технического осмотра грузовых вагонов за счет обеспечения мониторинга жизненного цикла грузовых вагонов и прогнозирования их технического состояния.
Для контроля эксплуатационного состояния подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками ведутся работы по разработке новых и совершенствованию существующих средств диагностики подвижного состава. Так, функции системы автоматизированного визуального контроля основных технических характеристик подвижного состава «Техновизор», осуществляющих контроль геометрических параметров фрикционных клиньев, дополнены возможностью контроля тележек инновационных вагонов.
В 2022 году разработан и прошёл приемочные испытания пост акустического контроля модернизированный (ПАК-М) предназначенный для контроля технического состояния буксовых узлов грузовых вагонов, в том числе с коническими подшипниковыми узлами «кассетного» типа.
Этапы реализации перспективной модели увеличения протяженности гарантийных участков
В 2022 году обеспечено увеличение по сети средней протяженности гарантийных участков до 3257 км (+ 233 км к уровню 2021 года) и в 2,6 раза к уровню 2016 года (+2020 км).
Распоряжением ОАО «РЖД» от 4 октября 2022 года № 2557/р утверждено Положение об организации работы пунктов технического обслуживания грузовых и пассажирских вагонов на инфраструктуре ОАО «РЖД» № 967-2022 ПКБ ЦВ, в котором отражены принципы установления гарантийных участков от станций погрузки до станций выгрузки груза протяженностью до 6000 км.
Стоит отметить, что ввод новых участков не проводится без серьезной подготовительной работы. Это и совмещение на полигонах сети железных дорог начальных и конечных станций гарантийных участков к локомотивным плечам, рассмотрение технологии работы каждой станции в целях минимизации простоя вагона под техническим обслуживанием, оснащение удлиненных участков современным диагностическим оборудованием для выявления неисправностей грузовых вагонов, максимально исключая человеческий фактор, и обеспечение наличия на начальных и конечных станциях гарантийных участков механизированных пунктов подготовки грузовых вагонов к перевозке.
Увеличение гарантийных участков положительно влияет на ритмичность выполнения графика движения, что позволяет повысить скорость грузовых отправок за счет сокращения количества остановок поездов в пути следования для проведения технических операций. К 2025 году разработана целевая модель увеличения средней протяженности гарантийных участков до 4753 км.
Обеспечение сохранности перевозок наливных грузов
В 2022 году основная доля инцидентов с наливными грузами (80%) допущена по причине коммерческой неисправности объектов удержания (не герметично закрытые крышки загрузочных люков, бункеров, не приведение запорно-предохранительной арматуры в транспортное положение), на технические неисправности объектов удержания приходится 20% инцидентов (трещины котлов цистерн, неисправность сливного прибора).
Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» в рамках работы подкомитета по эксплуатации и Комитета по грузовому подвижному составу рассматривались вопросы взаимодействия с грузоотправителями и вагоноремонтными предприятиями, в результате чего количество транспортных происшествий, инцидентов при перевозке опасных грузов к уровню 2021 года сократилось на 5% (238/250).
Мониторинг эффективности применения смазки Буксол в буксовых узлах
В 2022 году продолжается работа по переводу парка грузовых вагонов с роликовыми цилиндрическими подшипниками на смазку Буксол. Динамика изменения колесных пар, заправленных смазкой Буксол, свидетельствует об устойчивой и планомерной работе. В период с января по ноябрь текущего года на вагоноремонтных предприятиях сети отремонтировано с использованием новой смазки 748 тыс. колесных пар или 17,6%.
Сравнительный анализ отцепок грузовых вагонов по неисправностям буксового узла, зависящим от типа смазки, за 11 месяц 2022 года подтверждает улучшенные технико-эксплуатационные характеристики смазки Буксол. Коэффициент отцепок по данной смазке на 1000 колесных пар в 5 раз ниже и составляет 0,523, в сравнении со смазкой ЛЗ-ЦНИИ. Снижено количество отцепок по таким неисправностям, как обводнение смазки, ослабление (разрушение) торцевого крепления и другим неисправностям буксового узла, влияющих на надежность работы вагона в целом в процессе перевозки. Работа в этом направлении организована на постоянной основе и будет продолжаться.
Источник: ОПЖТ