Предоставление бюджетных субсидий РЖД на скидки к тарифу для перевозки стали, о чем металлургические компании просили правительство в ноябре, требует дополнительных обоснований. Об этом рассказал вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Обоснование, по его словам, необходимо для оценки «влияния на увеличение экспорта металлопродукции и налоговых доходов бюджетной системы.
Действующий механизм компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции уже дает металлургам возможность обращаться за такими субсидиями с 1 января 2023 года, напомнил Мантуров. Помимо этого, РЖД сейчас имеет возможность устанавливать понижающие коэффициенты к тарифам на перевозку металлопродукции, если видит в этом для себя экономическую эффективность, подчеркнул вице-премьер.
Механизм компенсации, о котором говорит Мантуров, утвержден правительством 28 июля и позволяет компаниям до конца 2024 года в упрощенном порядке получать субсидии на перевозку. Теперь не требуется заранее подавать заявку с указанием планируемого объема перевозок и проходить сложную процедуру отбора. Документы можно предоставить по факту поставки продукции на внешние рынки. А размер субсидии увеличен с 11 до 25% от стоимости продукции.
Кроме того, сейчас в железнодорожном тарифе есть понижающие коэффициенты в зависимости от дальности перевозок, напоминает представитель РЖД. Например, скидка при перевозке металлов на расстояние свыше 5000 км составляет 66%.
В середине ноября президент ассоциации «Русская сталь», основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов в письме Мантурову просил поддержать госсубсидирование РЖД, чтобы монополия могла снизить тарифы на перевозку металлов на экспорт и по некоторым направлениям внутри страны. Предложение «Русской стали» было выработано по итогам совещания в РЖД с участием ФАС, Минтранса и металлургических компаний 31 октября, говорится в документе.
Если тарифы РЖД для металлургов не будут снижены, есть риск выпадения около 4 млн тонн экспорта стали, предупреждал Мордашов в письме. А это снизит доходы РЖД более чем на 10 млрд руб. и разбалансирует финансовый план монополии, заключал бизнесмен. По оценке «Русской стали», рост тарифа в 2023 году поднимет себестоимость металлопроката на 1200-1500 руб. за 1 тонну. С 1 июня 2022 года тарифы РЖД были проиндексированы на 11%, с 1 января 2023 года они вырастут на 10%.
Письмо схожего содержания было отправлено «Русской сталью» в аппарат первого вице-премьера Андрея Белоусова.
РЖД не нуждается в субсидиях на перевозку металлопродукции, уровень тарифа полностью покрывает затраты компании, сказал представитель монополии. Но, по его словам, понимая положение металлургов и с учетом изменения рынков сбыта компания поддерживает прямое субсидирование предприятиям расходов на перевозку металлургической продукции на сверхдальних расстояниях.
На июль 2022 года расходы на экспорт в среднем достигли 15% от конечной стоимости металлопродукции, на Дальний Восток – 23%, писал Мордашов Белоусову в конце июля (об этом сообщал РБК). Хотя еще весной доля транспортной составляющей была на уровне 7%. Транспортные расходы металлургов выросли с $40 за 1 тонну в январе, до $56 – в июне. В результате рентабельность экспорта находится «в нулевых и минусовых значениях», а у отдельных компаний достигает минус 49%, указывал владелец «Северстали».
Проблема со стоимостью перевозки особенно остро касается транспортировки на восток. После мартовского запрета ЕС на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России в Европу поставки начали переориентироваться на Азию. Расстояние перевозки увеличилось более чем в 3 раза, до 7900 км (подсчеты «Русской стали»). Ассоциация считала, что на восток надо переправить около 4 млн тонн стальной продукции, Минпромторг позднее оценивал этот объем в 7 млн тонн.
Потребность в субсидиях – это не прихоть металлургов, уверяет источник в одной из компаний отрасли. У предприятий значительно увеличилось логистическое плечо, а увеличение тарифов ударило по эффективности экспорта, поясняет он. «Без скидок от РЖД не приходится говорить о восстановлении экспорта до приемлемых уровней, что негативно скажется на размере налоговых отчислений в бюджет», – считает собеседник.
85% составляет сейчас загрузка российских металлургических комбинатов, по словам вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. По данным World Steel, производство стали в России в январе-октябре снизилось на 6,6% – до 60,4 млн тонн.
Даже если поддержка металлургам не будет предоставлена в рамках субсидий, они смогут воспользоваться тарифными скидками по конкретным маршрутам, замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Этот механизм активно используется РЖД под гарантии грузовой базы, говорит он.
Налогов от металлургов будет поступать меньше. По недавним поправкам в Налоговый кодекс, предприятия не будут платить акциз на жидкую сталь, если цена на сляб на внешнем рынке будет менее 30 000 руб. за 1 тонну. Эта норма распространяется на отношения, возникшие с 1 августа 2022 года, напоминает Мантуров. Ранее ценой отсечения было $300 (20 701 руб. по курсу ЦБ на 21 декабря) за 1 тонну. Средняя цена российского сляба в портах Черного моря в ноябре оценивалась, по данным ФАС, в $423,5 (29 223 руб.) за 1 тонну.
Сейчас металлурги чувствуют себя лучше, чем весной – летом, говорит аналитик по металлургии «БКС мир инвестиций» Ахмед Алиев. Компаниям удалось частично заместить выпадающий экспорт внутренними поставками, которые пока демонстрируют довольно уверенную динамику, отмечает он. Потребление стали в России, по данным «Металл эксперта», выросло в январе-октябре 2022 года на 5%, в годовом выражении – до 40,3 млн тонн.
Премия внутренних цен на горячекатаный прокат над экспортными достигает рекордных уровней – порядка 20-25%, что обеспечивает рентабельность на уровне 35-40%, подсчитал Алиев. А корректировка акциза на жидкую сталь, по расчетам эксперта, может дать эффект на прибыль порядка 2% в этом году, так как компании с августа практически перестали его платить.
В экспорте у металлургов остаются проблемы, признает Алиев. Поставки в азиатском направлении пока нерентабельны в силу большого расстояния и относительно крепкого рубля, отмечает он. Здесь возможная субсидия РЖД на снижение тарифов на перевозку металлургической продукции была бы оправданна, полагает эксперт.
Источник: Ведомости