data-caption= data-caption= data-caption=
Расширение пунктов пропуска на границе с Китаем задерживается

ЖД инфраструктура

 

Сроки модернизации и строительства 10 пунктов пропуска на границе России с Китаем сдвигаются в среднем на год. Это следует из письма Минтранса в Минпромторг от конца ноября по вопросам пропускной способности погранпереходов. Основная часть пунктов пропуска будет введена в эксплуатацию через 3-4 года.

Всего, по данным Минтранса, на этой границе строят три международных автомобильных пункта пропуска (МАПП), а также реконструируют пять МАПП и два железнодорожных перехода.

В письме говорится, что реконструкция большинства погранпереходов запланирована на 2024-2026 годы. Исключение – МАПП Марково, который будет модернизирован уже к IV кварталу 2023 года. Его пропускная способность составит 130 грузовиков в сутки. В конце 2024 года будут реконструированы МАПП Турий Рог и Староцурухайтуйский, которые смогут пропускать 25 и 700 грузовиков в сутки соответственно.

По прошлогоднему плану Марково должны были реконструировать до 2023 года, в текущем году планировалось завершить строительно-монтажные работы и на МАПП Турий Рог.

Модернизация МАПП Забайкальск завершится в IV квартале 2025 года (до 1600 грузовиков в сутки). Работы на железнодорожном пункте пропуска Пограничный планируется завершить к IV кварталу 2025 года, его пропускная способность увеличится до 17 грузовых поездов в сутки. Последним, к IV кварталу 2026 года, будет сдан в эксплуатацию реконструированный МАПП Полтавка, мощности которого достигнут 980 грузовиков в сутки.

Ранее сроки завершения работ на МАПП Забайкальск и Полтавка были намечены на 2024 год, на Пограничном ремонт собирались провести до конца 2022 года.

Срок строительства МАПП Краскино с пропускной способностью 650 грузовых ТС в сутки, который планировалось сдать в конце 2022 года, перенесен на IV квартал 2024 года.

Представитель РЖД сказал, что до 2025 года планируется завершить все работы на пунктах пропуска Наушки, Пограничный, Махалино и Забайкальск. Собеседник напомнил, что в 2022 году завершены работы по первой очереди развития станции Забайкальск, где был открыт новый транспортно-логистический комплекс для китайских грузов. С 1 сентября, по его словам, погранпереход Махалино – Хуньчунь переведен на круглосуточный режим работы.

В итоге к 2026 году пропускная способность автомобильных погранпереходов вырастет на 4400 грузовиков в сутки (или на 1,62 млн в год), а также на 44 грузовых железнодорожных состава в день (или почти 16 000 поездов в год), пишет Минтранс.

Сейчас на границе между Россией и Китаем действует 10 автомобильных и четыре железнодорожных погранперехода. Их пропускная способность – по 50 грузовиков и 30 поездов в сутки соответственно.

По данным Главного таможенного управления Китая, за 11 месяцев 2022 года товарооборот России и КНР увеличился на 32%, до $172,4 млрд. Например, объем поставок у ритейлера Melon Fashion Group вырос на 15% год к году. MedMap нарастила поставки медоборудования на 7%. Объем грузоперевозок из Китая у Asia Import Group за год вырос на 40%, у TransAsia Logistics – на 15%. Число заявок на доставку из Китая в ПЭК увеличилось на 46% год к году.

По словам представителя РЖД, компания готова осуществлять перевозки через сухопутные погранпереходы с КНР на «ранее согласованном с китайской стороной уровне» – 48 поездов в сутки. Сейчас ограничения по количеству поездов связаны с антиковидными мерами со стороны Китая.

По мнению директора «ПЭК:Global» Оксаны Феоктистовой, если в 2023 году мощности пунктов пропуска останутся на прежнем уровне, это чревато увеличением числа заторов и дополнительными издержками для компаний и потребителей.

В декабре на автомобильных пунктах пропуска перевозчики проводят в пробке до месяца, говорит генеральный директор Asia Import Group Артем Лылык. По оценке директора по развитию TransAsia Logistics Аркадия Иванова, один день простоя автотранспорта обходится грузовладельцам в 5000-7000 руб., железнодорожного вагона – от 1000 до 2000 руб.

На большинстве МАПП китайская сторона до сих пор пропускает не более 50 грузовиков в сутки, сетует Феоктистова. Ситуацию усугубляет действующий на границе механизм перецепки [прицепов фур]. По словам директора департамента автотранспорта STS Logistics Вадима Измайлова, российские перевозчики ожидают въезда в Китай для перегрузки до 10 дней, выезда после погрузки – до 7 дней. Эти меры были приняты китайской стороной еще в 2020 году.

Но даже при отмене антиковидных ограничений без увеличения пропускной способности погранпереходов сроки доставки продолжат расти из-за разворота грузопотоков на восток, считают участники отрасли.

«Если предположить, что перевозчики проводят в очереди на каждом из пунктов пропуска по 10 дней, а пропускная способность одного МАПП – 50 машин в сутки, то получается, что 4500 (или около 90%) грузовиков пересекают границу с задержкой», – подсчитал Измайлов.

По его оценкам, чтобы избежать заторов, пропускная способность МАПП на границе с Китаем должна вырасти в 9 раз и составить 450 грузовиков в сутки на погранпереход. Это потребует ускорения программы модернизации минимум на год, добавила Феоктистова.

По словам промышленного эксперта Максима Шапошникова, создается впечатление, что все работы продолжаются в соответствии с бюджетами и программами развития, принятыми до февраля 2022 года. Он оценил стоимость реконструкции 10 пунктов пропуска от 0,5 млрд до 1 млрд руб., а сроки окупаемости – в 3-4 года.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что, поскольку вопрос с Китаем – ключевой для расширения экспорта отечественной продукции, с учетом полученной информации от Минтранса Минпромторг сможет частично диверсифицировать грузопотоки – например, через страны СНГ или по Севморпути.

Источник: Ведомости