С начала 2023 года сразу два крупных железнодорожных перевозчика – финский VR и эстонский Operail – прекратят перевозки грузов из России в Финляндию, из-за чего пострадает логистика поставок сырья на крупнейший в Европе завод по производству никеля в финском городе Харьявалта, принадлежащий «Норникелю».
Вместо кратчайшего пути по железной дороге российское сырье из Мурманска может доставляться в Финляндию автомобильным транспортом или по морю, полагают эксперты рынка, однако сама компания до сих пор не сообщила о выборе новой схемы поставок.
Никелерафинировочный завод в Финляндии построен в 1959 году местным металлургическим гигантом Outokumpu, который позже продал его американской компании OM Group, а в 2007 году завод приобрел ГМК «Норильский никель». На сегодняшний день это единственное никелерафинировочное производство в Финляндии, объём выпуска никеля – 65 тыс. тонн в год, что составляет 5% от мирового производства.
Завод перерабатывает российское никельсодержащее сырье, а также некоторое количество сырья сторонних поставщиков. Продукция завода представлена никелевыми катодами и брикетами, никелевыми солями, порошками и растворами, кобальтом в сульфате и растворе, а также медным кеком. В 2021 году на фоне растущего спроса на продукцию завода руководство завода приняло решение о поэтапном расширении производства и даже получило грант 15 млн евро от государственного фонда Финляндии Business Finland. Предполагалось, что благодаря модернизации в 2023 году объём производства вырастет до 73 тыс. тонн.
Однако из-за сложностей с доставкой сырья, представители «Норникеля» уже заявили о планах сократить общее производство всех заводов компании на 10%. Идёт ли речь о заводе в Харьявалте, обеспечивающем работой около 300 жителей Финляндии, в компании не пояснили.
Традиционно сырьё для финского завода «Норникеля» доставлялось из Мурманска по железной дороге, но на фоне санкционного давления в апреле национальный финский перевозчик VR сообщил о намерении прекратить работу с ОАО «РЖД» к началу 2023 года после исполнения всех имеющихся контрактов на перевозку. Сегодня все обязательства по поставкам сырья в адрес финского завода со стороны VR выполнены, и компания прекратила перевозки грузов через погранпереходы России и Финляндии.
Альтернативным перевозчиком сырья «Норникеля» могла стать эстонская компания Operail, получившая в 2020 году разрешение на перевозки грузов внутри Финляндии. По данным зарубежных изданий, для доставки российского сырья эстонский оператор с середины декабря текущего года даже забронировал пропускную способность путей на маршруте от приграничной станции Вайниккала до завода в Харьявалте. Однако после того, как эстонское правительство потребовало от Operail прекратить взаимодействие с предприятиями из России и Белоруссии, перевозчик немедленно отказался продлевать контракты на перевозку грузов из этих стран в 2023 году.
По мнению участников финского транспортного рынка, другие железнодорожные компании, имеющие лицензии на перевозку продукции по территории Финляндии, не смогут обеспечить поставки как по причинам санкций ЕС в отношении ОАО «РЖД», так и в силу недостаточности вагонного парка для обеспечения такого объема перевозок. Между тем, антироссийские санкции формально не распространяются ни на поставки российской никелевой продукции в Европу, ни на сам «Норникель» и его финский завод, а потому альтернативные способы доставки сырья для снабжения сырьем завода в Харьявалте теоретически возможны.
В декабре в интервью «РИА Новости» торгпред РФ в Финляндии Антон Логинов сообщил о том, что вопрос непрерывности доставки сырья в адрес финского завода «Норникеля» находится «в активной проработке» и уже найдены альтернативные решения. Он выразил надежду, что финские власти не будут им препятствовать, напомнив, что это градообразующее предприятие и ключевой элемент строящегося в регионе аккумуляторного производственного кластера.
Как отмечают отраслевые эксперты, у российской компании есть потенциальная возможность организовать как минимум две логистические схемы без использования сети РЖД: мультимодальный сервис с использованием морского транспорта или прямые автомобильные доставки.
Предполагаемый морской маршрут из Мурманска в ближайший к Харьявалте финский порт Пори, составит более 2 тыс. км, а оставшиеся 45 км от порта до завода груз может быть доставлен наземным транспортом. Альтернатива этому маршруту – прямые автоперевозки сырья из Мурманска до завода в Харьявалте через автомобильный пункт пропуска Салла. Расстояние между городами по автодороге составляет около 1,3 тыс. км, без учета задержек на таможенные операции на границе время в пути на автомобиле составляет около 16 часов.
По мнению управляющего партнёра ООО «Инфра Проекты» Алексея Безбородова, железнодорожные перевозки в Финляндию из Мурманска были оптимальным способом доставки сырья, но учитывая масштабы производства и доходы «Норникеля», холдинг «сможет позволить себе любое логистическое решение для обеспечения своего завода». «С учётом роста цен на морской фрахт для российского бизнеса, значительной разницы в расстоянии и необходимостью перевалки в каждом порту, «Норникель» не получит экономии от использования морского маршрута. В то же время на проход судна вокруг всего Скандинавского полуострова и датских проливов уйдет не менее недели», — подсчитал эксперт. Поэтому, по мнению Алексея Безбородова, наиболее рациональным вариантом для «Норникеля» будет доставка грузов автомобильным транспортом из Мурманска в Финляндию напрямую, даже при необходимости перецепки тягачей на границе из-за взаимных ограничений России и ЕС на проезд иностранных грузовиков по своей территории.
В пресс-службе «Норникеля» на вопросы о том, каким образом планируется организовать логистику финского завода не ответили, предложив «дождаться января 2023 года».
Источник: InfraNews