data-caption= data-caption= data-caption=
Итоги 2022 года. Как отрасль справлялась с санкционными ограничениями

Перевозки

 

Показатели погрузки на сети ОАО «РЖД» в прошлом году оказались на 3,8% ниже уровня 2021 года. При этом эксперты транспортного рынка ожидали более сильного снижения. Основными драйверами в 2022 году стали отправки зерна и строительных грузов. 

Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2022 году составила 1,234 млрд тонн. 

Показатели погрузки стали снижаться по отношению к 2021 году в марте. В июне отставание от уровня 2021 года достигло 6,5%. Однако далее динамика спада замедлилась, и в октябре этот показатель сократился до 3% к уровню предыдущего года. В ноябре 2022 года помесячное отставание снова начало увеличиваться – в декабре погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 102,7 млн тонн (–5,3%). 

Основным фактором спада стали санкционные и транспортные ограничения, а в некоторых случаях ограничения экспорта с российской стороны (например, по лесным грузам).

«Этот результат, несмотря на достаточно серьёзную отрицательную динамику, все равно можно назвать успешным, ведь многочисленные экспертные оценки были гораздо более пессимистичны, с падением до 18–50%. Эксперты ИПЕМ в марте 2022 года прогнозировали сокращение объёмов погрузки на уровне от –2 до –7%», – говорит старший эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Ульян Евтеев.

Отмечен значительный спад по всем товарным позициям, где высокая доля экспортных перевозок, считает директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов. В плюсе за год оказались строительные грузы (+5,7%), значительно улучшилась динамика погрузки зерна (–4,8% против –25,1% по итогам I квартала 2022 года).

«Рекордный ввод жилья, высокие темпы строительства автомобильных и железнодорожных дорог, а также программа по восстановлению объектов инфраструктуры на новых территориях стали главными драйверами перевозок строительных грузов», – пояснил Ульян Евтеев.

По мнению генерального директора АО «Новосибирскхлебопродукт» Сергея Соколова, перевозки зерна к концу 2022 года года показали рост по двум причинам. Вернулся значительный объём парка из Казахстана и Узбекистана, задействованный при перевозке сахара. В конце октября 2022 года было досрочно начато действие 406-го постановления Правительства РФ о субсидировании железнодорожных тарифов на перевозку продукции АПК и рыбы, в результате чего стала доступной значительная часть новых рынков для аграриев Сибири, Дальнего Востока, а также стали доступны перевозки пшеницы и ячменя в порты Юга России. 

«Однако это был краткосрочный всплеск, поскольку в конце декабря Минсельхоз прекратил принимать заявки по причине отсутствия лимита средств на субсидирование», – отметил Сергей Соколов. 
 
По мнению экспертов рынка, прогноз погрузки в настоящее время крайне затруднителен. 

«В этом году не стоит ожидать восстановления показателей погрузки до уровня 2021 года. Хорошим результатом будет отсутствие спада относительно 2022 года. В текущем году многие экспортоориентированные отрасли российской экономики останутся под давлением в связи с санкционными ограничениями, а также с факторами, влияющими на возможность отгрузки продукции на мировые рынки (например, проблемы с морскими судами и страхованием)», – говорит Игорь Смирнов. 

Дополнительный негативный эффект на перевозки нефтеналивных грузов по железнодорожной сети может оказать эмбарго на нефтепродукты со стороны ЕС, вступающее в силу с 5 февраля. Отметим, что в 2022 году погрузка нефтепродуктов практически не пострадала и осталась на уровне позапрошлого года. 

По мнению Ульяна Евтеева, драйвером рынка перевозок продолжат оставаться строительные материалы, что связано со значительным увеличением количества выданных разрешений на строительство жилья, а также с реализацией крупных инфраструктурных объектов в новых регионах России. 

Определённые предпосылки имеются также для сохранения объёмов перевозок зерна и удобрений, что связано с рекордным урожаем зерна, продлением зерновой сделки, планами по вводу портовой инфраструктуры для перевалки удобрений. 

Перевозки зерна в I квартале 2023 года будут зависеть от снятия двух сдерживающих факторов, рассказывает Сергей Соколов. Ранее из Сибири зерно активно шло по железной дороге и в Киргизию, транзитом через Казахстан. Однако в конце декабря Казахстан начал массово отклонять заявки ГУ-12 на транзитные перевозки зерна в Киргизию. Это вызвало скопление зерновозов, погруженных и оформленных на российской инфраструктуре. 

«Пока этот вопрос не решится, значительный объём перевозки по Западно-Сибирской и Южно-Уральской магистралям уменьшится. Действие субсидий возобновится, но не ранее февраля 2023 года», – отметил генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт».

«Динамика погрузки будет сильно зависеть от возможностей грузоотправителей переориентироваться на новые рынки, что будет связано с готовностью транспортной инфраструктуры и конъюнктуры рынков. Снижение цен на энергетические товары может оказать негативное влияние на физические объёмы российского экспорта», – считает Игорь Смирнов.
 
По оценке ИПЕМа, в первые месяцы 2023 года общая погрузка на сети ОАО «РЖД» будет показывать существенную отрицательную динамику по причине высокой грузовой базы начала предыдущего года, когда санкционные и логистические ограничения ещё не действовали. По оценкам экспертов, в 2023 году снижение погрузки может составить 3,0–4,8% по отношению к прошлому году.

Источник: Гудок