data-caption= data-caption= data-caption=
Правительство России установит приоритет для лесных грузов на железной дороге

Перевозки

 

Правительство России поддержит предприятия лесопромышленного комплекса (ЛПК), у которых есть сырьевая база и мощности по переработке. Для них будет установлена приоритетность перевозок продукции по железной дороге, сообщила 18 января профильный вице-премьер Виктория Абрамченко в своем телеграм-канале.

Представитель Абрамченко пояснил, что Минпромторг, Минтранс и РЖД сейчас прорабатывают эту инициативу по поручению вице-премьера. В частности, прорабатывается вопрос внесения изменений во временные правила определения очередности перевозок грузов, добавил он.

Эти правила были введены правительством с 1 июля 2022 г. взамен отмененных в марте того же года правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре. Их отмена должна была способствовать высвобождению провозных мощностей Восточного полигона (БАМ и Транссиб) под высокомаржинальные грузы. ПНД определяли порядок допуска грузов на участки с ограниченной пропускной способностью.

Изменения во временные правила будут предусматривать отдельный приоритет для перевозок продукции ЛПК на основании данных Минпромторга и субъектов РФ, сказал представитель Минтранса. Предполагается дать приоритет грузам лесопромышленных предприятий, у которых есть арендованные лесные участки, уточнил представитель Минпромторга.

«РЖД совместно с министерствами прорабатывает механизмы, при которых приоритет в приеме грузов к перевозке смогут получить предприятия – переработчики и заготовители лесной продукции», – сказал представитель компании ЛПК. Он напомнил, что разрешение на перевозку во многом зависит от возможностей по приему груза получателями, в том числе портами.

По итогам совещания 17 января 2023 г. Абрамченко поручила Минпромторгу и Минтрансу разработать новый вид господдержки, обеспечивающий снижение издержек при перевозке продукции ЛПК морским транспортом и ее перевалке в портах Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей.

Вице-премьер также поддержала увеличение максимального размера экспортной логистической субсидии для одного предприятия отрасли со 100 000 до 500 000 руб. По словам Абрамченко, в 2023 г. правительство планирует поддержку ЛПК на уровне не ниже 2022 г., когда она составила более 17 млрд руб.

Российская лесозаготовительная отрасль подверглась в прошлом году ряду испытаний. В начале 2022 г. вступил в силу фактический запрет на экспорт необработанной древесины из страны. А 8 апреля Евросоюз (ЕС) включил в пятый пакет санкций против России запрет на поставки древесины, фанеры, плит и пеллетов. Запрет на экспорт этих продуктов из России в полной мере начал действовать с 10 июля 2022 г. Восьмой санкционный пакет ЕС, принятый в октябре, запретил импорт из России в ЕС целлюлозной массы и отдельных видов бумаги и картона.

Всего за 2022 г. на сети РЖД было погружено 31 млн т лесных грузов. Это на 25% меньше, чем в 2021 г. Объем экспортных перевозок в направлении портов за 2022 г. составил 676 000 т, что на 53% ниже уровня предыдущего года. Представитель РЖД связывает эту динамику прежде всего с введением фактического запрета на вывоз из страны необработанной древесины, а не с санкциями ЕС.

Производство пиломатериалов в России в январе-ноябре 2022 г. сократилось в годовом выражении на 9%, составив 26,7 млн куб. м, следует из данных Росстата. Выпуск древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит снизился на 9,5% до 607 млн условных кубометров и на 10% до 9,5 млн условных кубометров соответственно. Производство фанеры упало на 28% до 3,014 млн куб. м. Выпуск пеллетов снизился на 19% до 1,911 млн т. Производство целлюлозы и древесной массы сократилось за этот период на 1% до 8 млн т, выпуск бумаги и картона – на 3% до 9,2 млн т.

По словам представителя «Свезы», компания неоднократно самостоятельно и через ассоциации обращалась в правительственные органы, чтобы получить приоритет для лесных грузов на дальневосточном направлении. В первую очередь это важно для наиболее пострадавших от ограничений продуктов лесопиления и фанеры, уточнил он. «Отрадно, что предложения лесопромышленников услышаны и поддержаны на уровне правительства», – резюмировал собеседник.

По оценкам «Infoline-аналитики», в 2022 г. экспорт лесных грузов в недружественные страны сократился на 76% до 1,71 млн т, а в прочие страны – на 29% до 14,4 млн т. В целом экспорт по этой номенклатуре сократился на 41% до 16,1 млн т. По предварительным оценкам отраслевого аналитического агентства WhatWood, объем экспорта круглых лесоматериалов из России в 2022 г. сократился почти в 4 раза до 3-3,5 млн куб. м, пиломатериалов на – 20-25% до 24 млн куб. м, фанеры – на 34% до 1,97 млн куб. м, пеллетов – на 25% до 1,8 млн т.

Помимо логистических задач необходимо параллельно решать и вопросы субсидирования транспортных расходов для экспортных компаний, отметил представитель «Свезы». «В качестве поддержки экспортного потенциала важно определить возможность компенсации логистических затрат за вторую половину 2022 г. и за 2023 г.», – считает он.

Логистические затраты в прошлом году в 2 раза превышали традиционные параметры, что приводит к значительным убыткам, так как цена продукции на конечных рынках зачастую не покрывает себестоимость, объясняет директор по поставкам древесины и логистике группы компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков. По его словам, отрасль испытывает «серьезную проблематику» с доставкой груза на оставшиеся дружественные рынки. Из-за недостатка квот на перевозку сокращаются объемы производства, а некоторые переработчики и вовсе останавливают свою деятельность, рассказал Щербаков.

Для «Вологодских лесопромышленников» самым тяжелым испытанием в 2022 г. стал запрет экспорта кругляка, отмечает собеседник. Следствием запрета стало вынужденное снижение объемов заготовки по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) на 20% к уровню 2021 г., сетует он.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что из экспортных отраслей лесная пострадала больше всех в 2022 г. Это связано с тем, что в ряде регионов СЗФО исторически все экспортные связи были нацелены на поставки в Финляндию и другие страны Европы, говорит он. «Кроме того, есть определенные номенклатуры, которые в России и дружественных странах не востребованы. Например, топливные гранулы, пеллеты, экспортная индустрия по которым в России была сформирована под страны ЕС», – добавил эксперт. Поэтому ключевым вопросом является поддержка производителей этой отрасли, и в первую очередь в СЗФО, считает Бурмистров.

Приоритет для перевозок продукции ЛПК и гарантированные квоты на них могли бы стать хорошим подспорьем для ориентированных на экспорт компаний отрасли, полагает консультант WhatWood Игорь Новоселов.

Источник: Ведомости