Интервью с заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Пеговым Дмитрием Владимировичем к юбилею электропоезда «Ласточка».
10 лет назад электропоезд «Ласточка» отправился в первый рейс с пассажирами. Расскажите подробнее про «Ласточку». Как все начиналось?
В 2008 году после принятия решения о проведении Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи перед ОАО «РЖД» была поставлена задача в обеспечении транспортного обслуживания гостей Олимпиады. Учитывая географию эксплуатации, к электропоездам были предъявлены требования, которые на тот момент не могли выполнить российские производители подвижного состава: двухсистемность, работа в сдвоенном режиме, возможность эксплуатации на подъемах 40 % и др. В 2009 году после многочисленных переговоров был подписан контракт с немецкой компанией «Сименс АГ» на поставку 38 электропоездов и в 2010 году – на поставку еще 16 электропоездов, произведенных с локализацией производства в России не менее 20%.
Первые сертифицированные электропоезда производства компании «Сименс АГ» начали поступать в ОАО «РЖД» в 2013 году и получили название «Ласточка». Первым маршрутом эксплуатации электропоездов стал участок Санкт-Петербург – Чудово – Великий Новгород/Бологое. Далее электропоезда эксплуатировались при проведении летней Универсиады в г. Казань в 2013 году и в Сочинском регионе при проведении зимних Олимпийских игр в 2014 году.
Гости Универсиады и Олимпиады по достоинству оценили комфорт электропоездов, а со стороны российских пассажиров высказывалось огромное восхищение. Олимпийские электропоезда отличались от эксплуатировавшихся в то время на данном полигоне составов повышенной комфортностью.
Отмечены более высокие показатели плавности хода и звукоизоляции, отсутствие вибрации от работающего оборудования, отсутствие толчков при разгоне и торможении, наличие кондиционеров воздуха с климат-контролем и системой обеззараживания, наличие двух биотуалетов, предназначенных в том числе и для посещения людьми с ограниченной физической возможностью. В салонах вагонов олимпийских электропоездов установлены мягкие кресла, информационное табло с указанием маршрута, скорости движения, следующей остановки, температуры салона и наружного воздуха. Кроме того, данные электропоезда имеют более экономичный асинхронный тяговый привод, который обеспечивает работу поезда на подъемах 40%.
Проанализировав потребность в таком подвижном составе в других регионах страны, а также естественное выбывание по сроку службы пригородного подвижного состава в среднем по 500-600 вагонов в год, было принято решение о производстве на территории Российской Федерации нового электропоезда на базе олимпийских поездов, удовлетворяющего всем современным требованиям комфорта и безопасности передвижения.
Решение об изготовлении нового подвижного состава в полной мере отвечало положениям Стратегии развития транспортного машиностроения, поддерживаемой на государственном уровне в области привлечения ведущих иностранных производителей к полноценному производству продукции транспортного машиностроения с передачей технологий на территорию России, и позволило сократить технологическое отставание от ведущих мировых производителей железнодорожной техники.
В 2011 году заключен договор на поставку 1200 вагонов электропоезда «Ласточка» с ООО «Уральские локомотивы». Для реализации договора на заводе ООО «Уральские локомотивы» в период с 2012 по 2013 года построен цех на 90 тыс. м², обучен штат рабочих и инженеров. ООО «Уральские локомотивы» начало проводить работу по локализации компонентов электропоезда с российскими поставщиками, что в свою очередь позволило создать дополнительные рабочие места в различных регионах нашей страны.
Первые сертифицированные электропоезда производства ООО «Уральские локомотивы» стали поступать в ОАО «РЖД» в 2015 году и начали эксплуатироваться на Свердловской и Октябрьской железных дорогах. С сентября 2016 года организовано движение электропоездов «Ласточка» на Московском центральном кольце. Сегодня с завода ООО «Уральские локомотивы» уже поставлено для ОАО «РЖД» 224 поезда (1280 вагонов) электропоездов «Ласточка».
Как Вы оцениваете успешность и актуальность данного проекта?
При организации движения электропоездов «Ласточка» всегда делался упор на удобное расписание для пассажиров и сокращение времени хода поездов. За счет данных подходов нам удалось привлечь пассажиров с общественного (автобусы) и личного транспорта. Пассажиропоток начинал увеличиваться, в среднем данный показатель достигал 20 % и более за год. Сейчас маршрутная сеть электропоездов «Ласточка» очень обширная – от Калининграда до Тюмени и Челябинска, от Петрозаводска до Сочи.
Электропоезда пользуются огромным спросом у пассажиров. Как пример маршрут Москва-Иваново: в 2017 году пассажиропоток по железной дороге на данном маршруте составлял 180 тыс. пассажиров в год, в 2018 году мы запустили «Ласточку», и пассажиропоток составил 518 тыс. пассажиров, а в 2019 году – уже 788 тыс. пассажиров.
Какие изменения ждут «Ласточку» в будущем? Какие еще проекты пассажирского комплекса запланировано осуществить в ближайшее время?
В 2022 году, с учетом геополитической и экономической обстановки, у ООО «Уральские локомотивы» и его поставщиков возникли трудности с поставкой импортных комплектующих. С целью продолжения производства ООО «Уральские локомотивы» оперативно стало прорабатывать вопросы по разработке новых серий электропоездов «Ласточка» с российскими комплектующими. Так, в 2023 году планируется сертификация нового электропоезда серии ЭС104 с российским тяговым приводом. Данный электропоезд будет являться аналогом электропоезда «Ласточка» серии ЭС2Г «Стандарт», но с измененным экстерьером головного вагона.
В 2024 году в планах у завода разработать и сертифицировать двухсистемный электропоезд серии ЭС105 (аналог ЭС1П). Также параллельно заводом ведутся работы по разработке принципиально новых электропоездов, таких как двухэтажные для городского и межрегионального сообщения, электропоезда с автономной тягой с учетом использования аккумуляторных батарей, а также совместно с ОАО «РЖД» проводится работа по внедрению автоматизированной системы управления электропоездов со степенью автоматизации УА4 (эксплуатация электропоезда в автоматическом режиме без наличия локомотивной бригады в кабине машиниста).
Можно сказать, что реализация проекта «Ласточка» позволила пересмотреть устоявшиеся принципы к качеству обслуживания пассажиров в части комфорта и скорости перемещения, послужила толчком в развитии промышленных предприятий по выпуску комплектующих и пассажирского подвижного состава в целом на территории нашей страны.
Источник: ОПЖТ