Восточно-Сибирской железной дороге (ВСЖД), как и другим филиалам РЖД, в 2022 году пришлось оперативно решать проблему пропуска грузовых поездов на восток страны. В условиях европейских санкций российские компании переориентировались на рынки АТР, что значительно увеличило объем перевозок по железной дороге к дальневосточным портам. О решении логистических задач, ликвидации "узких мест" на Транссибе и БАМе рассказал начальник ВСЖД Вадим Владимиров.
- Вадим Владимирович, расскажите о модернизации Транссиба в 2022 году в рамках увеличения пропускной способности Восточного полигона РЖД.
- Если говорить о Транссибе, то в прошлом году сотрудники дороги ликвидировали последние барьерные места по главному ходу. Мы сдали в эксплуатацию 47 объектов, где велась реконструкция и строительство (учитываются Транссиб и БАМ вместе).
Сразу назову станцию Андриановскую. Как вы помните, на подходах к ней для движения грузовых поездов используются подталкивающие локомотивы. С ростом перевозок по Транссибу увеличилось число поездов с повышенным весом на восток, а это, в свою очередь, вызвало сложности при эксплуатации подвижного состава. Для увеличения полезной длины главных и приемо-отправочных путей мы провели реконструкцию этой станции. Модернизация дала возможность значительно улучшить транзитные способности на стратегически важном и грузонапряженном участке Транссиба.
Во время строительства на данном участке были соблюдены все требования экологического законодательства.
В июле прошлого года ВСЖД завершила первый этап реконструкции станции Камышет. Сложный профиль пути на этом участке был причиной снижения технической скорости поездов. Мы изменили профиль главного и приемо-отправочных путей. В результате пропускная способность на участке Транссиба Тайшет - Нижнеудинск выросла до 90 пар поездов в сутки.
Осенью, после реконструкции, была введена в строй станция Онохой. Специалисты построили три пути для приема 71 условного вагона, один путь для приема до 100 условных вагонов, возвели пешеходный мост длиной 61 метр. За счет реконструкции станции пропускная способность на участках Улан-Удэ - Слюдянка - Иркутск выросла до 106 пар поездов в сутки.
В настоящее время мы продолжаем реконструкцию крупных станций Тулун, Зима, а также Тайшет, где сходятся БАМ, Транссиб и Абаканский ход Красноярской железной дороги. В соответствии с планом к концу 2023 года мы закончим II и III этапы модернизации Тайшета (предусматривается увеличение емкости станции, разделение потоков пассажирских поездов - ИФ).
- Летом прошлого года Восточно-Сибирской железной дорогой начато строительство третьего пути на участке Слюдянка I - Слюдянка II, который расположен перед сложным горно-перевальным участком Большой Луг - Слюдянка. Как идут работы?
- В декабре 2022 года мы ввели третий путь во временную эксплуатацию с учетом действующих нормативов и документов. Окончание работ и ввод в постоянную эксплуатацию завершим в 2023 году с учетом проведения приемочной комиссии, прохождения Главгосэкспертизы. Сейчас по третьему пути проходят отдельные локомотивы, есть, как мы это называем, осуществляется хозяйственное движение.
- Какие объекты в плане реконструкции будут в приоритете ВСЖД в 2023 году?
- Основная наша задача - это вторые сплошные пути, двухпутные вставки и разъезды на всем протяжении западного участка БАМа от станции Лена до станции Хани.
В этом году нам предстоит построить на БАМе 17 новых объектов в рамках проектов по реконструкции станций и созданию двупутных вставок, а также 23 объекта, связанных с энергоснабжением магистрали.
В конечном итоге наша цель - сделать межпоездной интервал менее 10 минут, а не 15-20 минут, как есть сейчас на некоторых участках.
- В связи с переориентацией российских компаний на рынки АТР Восточный полигон получил максимальную загрузку. Фиксируете ли факты невывоза продукции предприятий Иркутской области, Бурятии?
- Напомню, что в 2022 году с западной части РФ на дороги восточного полигона было перенаправлено более 15 млн тонн различных грузов, которые ранее экспортировались в европейском направлении. Конечно, это создало сложности для железных дорог. Но я хочу заметить, что РЖД понадобился всего один месяц на перестройку логистики.
И пусть отправители грузов не думают, что мы на этом остановимся. Мы постоянно подбираем технологии, которые позволят вывезти продукцию в большем объеме малым количеством составов. На сегодня действуют технологии пропуска и формирования поездов весом 7100 тонн, а также курсируют длинносоставные контейнерные поезда свыше 100 условных вагонов.
В прошлом году с жалобами к нам чаще всего обращались угольные компании Иркутской области и грузоотправители лесных грузов из Приангарья и Республики Бурятия.
Отмечу, что уголь вывозится в соответствии с установленными правительством РФ квотами. Согласно индикативному плану-графику, для грузоотправителей Иркутской области установлена квота на 2022 год в размере 1,463 млн тонн. Но компании этот лимит исчерпали уже в первой декаде августа 2022 года. ВСЖД и правительство Иркутской области были вынуждены просить федеральный центр согласовать дополнительные заявки на перевозку угля, которые в итоге были удовлетворены.
Что касается погрузки леса, то мы в прошлом году были сдержанны в возможностях из-за китайской стороны - действовали введенные КНР ограничения на прием поездов в связи с распространением COVID-19.
К примеру, по пограничному переходу Забайкальск - Маньчжурия передача лесных грузов составила 65 вагонов в сутки, что эквивалентно одному поезду. При этом в 2021 году прием лесных грузов состоялся в размере 170 вагонов в сутки (три поезда). А в пиковый период перевозки, в 2007 году, количество передаваемых поездов с лесными грузами доходило до 11.
- Согласно ранее опубликованным данным, погрузка угля на ВСЖД в 2022 году выросла на 16,4% к уровню 2021 года - до 27,2 млн тонн. Это связано с работой "Компании "Востсибуголь"?
- Нет, этот прирост был обеспечен отгрузкой АО "Разрез Тугнуйский" ("СУЭК") в рамках выделенной для Республики Бурятия на 2022 год квоты по вывозу угольной продукции на экспорт в восточном направлении. Отмечу, что в 2022 году компания СУЭК уже отправляла составы в западном направлении.
- С чем связано падение погрузки нефтяных грузов в 2022 году (на 4,9%, до 8 млн тонн)?
- Это обусловлено сокращением объема переработки нефти "Ангарской нефтяной компании" согласно скорректированному бизнес-плану НК "Роснефть". С апреля 2022 года происходит перераспределение погрузки между НПЗ "Роснефти" в связи с обострившейся геополитической обстановкой.
Сейчас также обсуждается вопрос о погрузке нефтепродуктов еще с одной станции ВСЖД в Иркутской области - Зуй. Данный вопрос и объемы в настоящее время находятся в стадии рассмотрения.
Если говорить о динамике, то хочу отметить "Иркутскую нефтяную компанию", которая в 2022 году в рамках развития газового бизнеса более чем в 1,5 раза увеличила отгрузку сжиженных углеводородных газов (СУГ). Это произошло, в том числе, за счет роста газового проекта ИНК, развития инфраструктуры собственных подъездных путей, а также станции Лена-Восточная.
- На каком этапе находится проект по увеличению пропускной способности погранперехода Наушки в Бурятии?
- В данном случае надо говорить о двух проектах, которые мы реализуем с 2021 года: реконструкции перегрузочного комплекса станции Наушки и удлинении приемо-отправочных путей.
В декабре 2022 года были завершены работы по разработке проектной документации, в августе 2023 года планируется приступить к строительству путей. На февраль 2025 года запланирован их ввод в постоянную эксплуатацию и получение разрешительной документации.
В перспективе объем перевозок через железнодорожный пункт пропуска станции Наушки после удлинения путей составит 10,2 млн тонн.
Для реконструкции перегрузочного комплекса в августе 2022 года было утверждено изменение к заданию на проектирование. В настоящее время проектным институтом ведется работа по "допроектированию" объекта. Учитывая перспективный объем перевозок до 15 млн тонн к 2025 году и 20 млн тонн к 2030 году, определены основные задачи по технологии работ перегрузочного комплекса. Начало строительно-монтажных работ по объекту планируем на апрель-май 2023 года.
ФГКУ "Росгранстрой", со своей стороны, также планирует реконструкцию железнодорожного пункта пропуска через государственную границу РФ в увязке с проектом РЖД.
В сумме реализация этих мероприятий позволит увеличить пропускную способность станции Наушки к 2025 году до 15 млн тонн, а также повысить емкость приемо-отправочного парка станции.
- Поговорим о туристических проектах. Ранее в руководстве ВСЖД заявляли, что развитие Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) для магистрали - чисто имиджевый, некоммерческий проект. Вы с этим согласны? Что филиал РЖД уже сделал для комфорта туристов?
- На туристическом маршруте КБЖД сейчас находится 7 станций и 22 остановочных пункта. За два года ВСЖД провела комплексный ремонт 7 пассажирских платформ, отремонтировала вокзалы в Слюдянке и порту Байкал. В Слюдянке еще и интерактивная выставка появилась.
Мы также установили по турмаршруту КБЖД современные санитарно-гигиенические комплексы, сделали подсветку знаменитой итальянской подпорной стенки, смотровые площадки и фотозоны на станции Култук и остановочном пункте Киркирей, смонтировали 19 погодных навесов на станциях и остановочных пунктах.
В 2022 году на КБЖД появился новый туристический поезд "Байкальский экспресс" в формате "отель на колесах". И, как оказалось, спрос на такие путешествия из Иркутска и Улан-Удэ оказался высоким - средняя наполняемость поезда летом составила около 75%. В 2023 году этот поезд продолжит курсирование.
На Кругобайкалке у нас есть еще и поезд "Байкальская сказка", и поезда с паровозной тягой. С учетом такого количества услуг нам сейчас стало куда проще привлекать туроператоров, а сам проект КБЖД становится уже не только имиджевым.
- Продолжая тему о создании комфортных условий для туристов и приезжающих в регион, хочется спросить о строительстве объединенного зала на железнодорожном вокзале в Иркутске. Когда он будет открыт для пассажиров?
- В апреле. Мы планировали завершить все работы к началу 2023 года, но в связи с санкционными ограничениями и уходом с российского рынка некоторых западных компаний были вынуждены пересмотреть комплектацию оборудования и изменить список поставщиков.
Все основные строительные работы уже выполнены. Установлены "умные" панорамные окна с системой автоматического открывания, идет монтаж лифтов. В здании разместятся кассы дальнего следования, просторный зал ожидания, кафе, камеры хранения. Мы планируем установить современные кресла с возможностью зарядки гаджетов, системы электронной очереди и видеоинформирования пассажиров.
В перспективе хотелось бы реализовать совместный проект ОАО "РЖД" и Иркутской области по созданию комфортной среды около железнодорожного вокзала, которая должна включить в себя строительство конкорса, реконструкцию набережной реки Ангары, изменение транспортной логистики на привокзальной площади, что позволит создать и улучшить комфортные условия для жителей Иркутска и гостей, прибывающих из других городов нашей страны.
Источник: Интерфакс