Нефтяные компании России жалуются на массовые отказы ОАО «РЖД» в разрешении на перевозку нефтепродуктов в восточном направлении.
С такими проблемами столкнулся ряд крупных НПЗ, в том числе Омский («Газпром нефть»), Киришский («Сургутнефтегаз»), Орский («Фортеинвест»), ТАНЕКО («Татнефть»), а также заводы «Башнефти» (входят в «Роснефть»). Источники издания заявляют, что «вопрос неоднократно поднимался на штабах Минэнерго и биржевом комитете Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС), но решения нет».
Так, 23 января о проблеме накопления не принятых к перевозке груженых вагонов с продукцией Омского НПЗ глава «Газпром нефти» Александр Дюков «в очередной раз» проинформировал в письме гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова. По словам топ-менеджера, около 30% нефтепродуктов завода, отгружаемых со станций Комбинатская (Омская область) и Сокур (Новосибирская область), предназначены для потребителей в восточных регионах, но со второй половины 2022 года компания «систематически сталкивается с проблемами при обеспечении железнодорожных поставок».
Среднее число вагонов, простаивающих на станциях погрузки, в отдельные сутки превышало 400 единиц — 65% от суточной отгрузки завода и «является критичным», причем в январе количество не принятых к перевозке груженых вагонов в восточном направлении «неуклонно увеличивается».
Господин Дюков полагает, что «столь значительное накопление груженых вагонов в условиях ограниченности инфраструктуры» угрожает производственной и сбытовой программе компании. Он просит «оперативно» решить проблему, установив ежесуточные квоты по приему вагонов с нефтепродуктами со станций Комбинатская и Сокур в восточном направлении на уровне 220 вагонов.
В ОАО РЖД заверили, что «держат на особом контроле и обеспечивают бесперебойную доставку нефтепродуктов в восточном направлении». В условиях дефицита провозной способности БАМа и Транссиба прием грузов к перевозке идет «с учетом приоритетов, определенных во временных правилах очередности, где преимущества имеет продукция высокого передела, скоропортящиеся грузы, а также любые грузы во внутрироссийском сообщении», уточнили в монополии.
По итогам 2022 года, говорят в ОАО РЖД, удалось увеличить объемы погрузки нефти и нефтепродуктов на Восточный полигон на 1,3 млн тонн, или 4,6%. «В январе вывоз нефтяной продукции на восток носит стабильный характер, и его объемы в целом соответствуют уровню аналогичного периода 2022 года»,— подчеркнули в ОАО РЖД. «В ряде случаев из-за проблем с выгрузкой в портовых терминалах компании пришлось ограничить погрузку в их адрес,— признают там.— Однако эти ограничения не касаются перевозок жизненно важных товаров, в том числе нефтепродуктов в адрес российских регионов, в частности Магаданской области».
Так, рассказывают в ОАО РЖД, грузополучатель ООО «Нико-Ойл ДВ» (станция Гайдамак) при перерабатывающей способности 44 вагона осуществлял выгрузку на уровне 21 вагона в среднем в сутки. В связи с этим ОАО РЖД с 11 по 27 января было вынуждено ограничить погрузку всех нефтеналивных грузов.
Грузополучатель ООО «Трансбункер-Ванино» (станция Ванино) при перерабатывающей способности 139 вагонов осуществлял выгрузку на уровне 62 вагонов в среднем в сутки, ЗАО «ВостокБункер» (станция Блюхер) — на уровне 81 вагона в сутки при перерабатывающей способности 100.
В Минтрансе отметили, что согласование заявок на перевозку нефтепродуктов идет в рамках пятой очереди временных правил наравне с внутрироссийскими перевозками других грузов и экспортными — неэнергетических грузов. В 2022 году погрузка нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок выросла более чем на 2%, а для потребителей Дальнего Востока — на 11%, добавили в министерстве. В ФАС сообщили, что в качестве оперативной меры служба предлагает воспользоваться цифровым сервисом ОТП РЖД.
Проблема приема нефтепродуктов на перевозку в восточном направлении вызывает озабоченность независимых операторов АЗС.
«С ноября мы наблюдаем проблемы с отгрузками в восточном направлении,— подтверждает вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов.— Имеют место массовые продления биржевых контрактов по отгрузкам свыше 30 дней». По его данным, ОАО РЖД ограниченно согласовывает заявки (форма ГУ-12) на отгрузки. Собеседники издания в отрасли опасаются, что проблема усугубится после вступления в силу 5 февраля эмбарго ЕС на российские нефтепродукты, а также старта с апреля субсидий на поставку топлива по железной дороге на Дальний Восток.
Ситуация на сети ОАО РЖД в части управления вагонопотоками в январе в целом существенно ухудшилась, особенно на Восточном полигоне, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «ОАО РЖД заявило о росте провозной способности Восточного полигона, однако, по всей видимости, не смогло спрогнозировать рост заявок на перевозку нефтепродуктов в направлении портов Дальнего Востока и обеспечить соответствующий резерв»,— полагает эксперт. По его словам, ситуация осложняется дефицитом нефтеналивных цистерн на сети ОАО РЖД из-за снижения скорости движения, увеличения оборота вагона и длительности простоев.
Источник: Коммерсантъ