Российские нефтяные компании начали доставлять нефть в порт Козьмино на Дальнем Востоке по железной дороге, поскольку мощности трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) не справляются с возросшим спросом на данном направлении.
Об этом рассказал источник издания, знакомый с данными трейдеров, и подтвердил собеседник, близкий к РЖД. Объем поставок по сети РЖД в январе, по словам одного из них, составил около 80 000 барр./сутки.
Нефть не поставлялась в Козьмино по железной дороге с апреля 2016 года.
«Транснефть» начала наращивать объемы поставок по ВСТО еще в 2022 году, говорят источники. Для этого компания стала применять противотурбулентные присадки, которые позволили увеличить прокачку примерно на 4%: при номинальной мощности в 800 000 барр./сутки по нефтепроводу качали порядка 830 000 барр./сутки. Тестирование поставок нефти по железной дороге началось также в прошлом году. Пробную партию сырья, по словам одного из собеседников, отправили в порт еще в сентябре.
В январе 2023 году поставки нефти по железной дороге в Козьмино стали регулярными, в результате общий объем поставок по ВСТО и по железной дороге в этот порт вырос до 900 000 барр./сутки. Увеличить прокачку по трубопроводу до такого объема даже с присадками было бы невозможно, отмечает собеседник. Источник, близкий к РЖД, подтверждает, что в порт Козьмино «начали регулярно возить нефть» по железной дороге, но не уточняет подробностей по объемам и отправителям.
По словам источника, знакомого с данными трейдеров, по железной дороге может поставляться нефть компаний, у которых есть крупные месторождения в Восточной Сибири. Это «Газпром нефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и Иркутская нефтяная компания. «Ведомости» направили запросы в эти компании, а также в «Транснефть» (оператор порта Козьмино), Минэнерго и Минтранс.
Почти вся нефть сорта ВСТО (ESPO), которая сейчас экспортируется из порта Козьмино, по словам источника, поставляется в Китай. Представитель РЖД сказал, что компания «не раскрывает данные о коммерческой деятельности конкретного клиента».
Трубопровод ВСТО был построен для транспортировки нефти с месторождений Западной и Восточной Сибири, Якутии, Красноярского края на Дальний Восток и на азиатский рынок. Нефтепровод состоит из двух очередей - ВСТО-I и ВСТО-II, которые были введены в эксплуатацию в 2009 и 2012 годах соответственно. Также от ВСТО-I отходит трубопровод Сковородино – Мохэ для поставок нефти в Китай, коммерческие поставки по нему начались в 2011 году ВСТО на Дальнем Востоке заканчивается в порту Козьмино, откуда нефть направляется на экспорт.
Объем перевалки через порт Козьмино в 2022 году составил 42 млн т (+19,7% год к году) при проектной мощности в 30 млн т, говорил в декабре 2022 году президент «Транснефти» Николай Токарев. Он отмечал, что компания расконсервировала железнодорожную станцию, которая «при необходимости позволит увеличить поставки в порт на 7 млн т». Через год можно будет отправлять нефть по железной дороге из Иркутской области в Китай, объем поставок составит от 3 млн до 7 млн т, говорил топ-менеджер.
Экспорт российской нефти в Китай в 2022 г. вырос на 8,2% к предыдущему году до 86,24 млн т, сообщало ранее Главное таможенное управление КНР. Поставки из России идут по морю из порта Козьмино, по ответвлению от ВСТО Сковородино – Мохэ и транзитом через Казахстан. По данным источника, знакомого со статистикой Минэнерго, в 2022 году по ответвлению от ВСТО в Китай было прокачано 30 млн т нефти, а транзитом через Казахстан – 10 млн т.
Рост экспорта нефти в Китай произошел на фоне усиления антироссийских санкций в 2022 г. после начала СВО на Украине. В результате отказа Евросоюза, США, Великобритании и некоторых других стран от российской нефти ее поставки пришлось перенаправлять в Азию. Крупнейшими покупателями в регионе стали Китай и Индия. Также с 5 декабря 2022 года действует потолок цен на российскую нефть, поставляемую морем. Он установлен на уровне в $60/барр.
Управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова обращает внимание, что доля России в китайском импорте нефти по итогам 2022 года составила 17% из 20%, «допустимых доктриной энергетической безопасности КНР». Таким образом, российские нефтяники могут нарастить экспорт в Китай еще на 0,4-0,5 млн барр./сутки до 2,2-2,3 млн барр./сутки. Также увеличить поставки в КНР можно через Малайзию и Сингапур, добавляет эксперт.
По словам старшего аналитика «БКС мир инвестиций» Рональда Смита, поставки нефти по железной дороге в Козьмино или в Китай, скорее всего, будут осуществляться из Западной Сибири, так как все объемы из Восточной Сибири уже экспортируются в эти пункты или перерабатываются на местных заводах. Аналитик пояснил, что в последние годы из-за дороговизны железнодорожных перевозок нефти такие поставки «сократились почти до нуля». Если же нефтекомпании получат специальные тарифы от РЖД, то перевозки по железной дороге могут вырасти на 300 000 барр./сутки «в относительно ближайшем будущем», считает Смит.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров напоминает, что на пике (до запуска ВСТО-II) по железной дороге в Козьмино доставлялось около 15 млн т нефти в год. «В 2023 году объемы, вероятнее всего, не превысят 5,5-6 млн т», – считает он. Бурмистров напоминает, что главная проблема для таких перевозок - ограниченная пропускная способность Восточного полигона (БАМа и Транссиба).
Источник: Ведомости