data-caption= data-caption= data-caption=
Стивидоры предлагают альтернативный вариант второго этапа модернизации Восточного полигона

ЖД инфраструктура

 

Ассоциация морских торговых портов (АМТП) предложила альтернативный вариант реализации второго этапа расширения Восточного полигона (БАМ и Транссиб) РЖД. Соответствующее письмо с отзывом было направлено в Минтранс в середине января 2023 года.

Согласно паспорту действующего проекта расширения Восточного полигона, второй этап предполагает строительство 263 объектов и увеличение провозной способности в 2024 года до 180 млн т со 158 млн т по итогам 2022 года. В течение 2023 года в рамках проекта должно быть построено 138 объектов и перевезено 173 млн т грузов.

Второй этап программы реализуется с 2018 по 2024 годы. Ожидается, что итогом расширения пропускной способности полигона станет снижение времени доставки грузов по железной дороге с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней (сегодня – около двух недель). Стоимость второго этапа оценивается в 894 млрд рублей, проект осуществляется за счет средств РЖД. Первый этап расширения Восточного полигона был реализован в 2013-2018 годах и обошелся в 520,5 млрд рублей, включая 349 млрд рублей средств РЖД.

Сейчас РЖД предлагает скорректировать реализацию второго этапа за счет «сдвижки вправо» работ на участках Комсомольск-Сортировочный – Ванино и Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный. Сэкономленные средства предполагается направить на развитие подходов к погранпереходу Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской АО и портам Приморья.

АМТП в письме подтверждает, что направленные Минтрансом заинтересованным сторонам корректировки второго этапа предполагают «перенос на период после 2024 года модернизации железнодорожной инфраструктуры», включая электрификацию на одном из самых загруженных участков Комсомольск-Сортировочный – Ванино. В результате пропускная способность этого участка к 2024 году снизится на 15 пар поездов в сутки (т. е. на 29%), а провозная – на 24 млн т (-30%) по сравнению с плановыми, на которые рассчитывали стивидоры, говорится в документе.

До 2024 года, по оценкам ассоциации, прирост провозной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к «Ванино» в случае одобрения предложений РЖД составит лишь 5 млн т. А портовые мощности в «Ванино» должны вырасти за это время на 28 млн т.

АМТП считает, что предложенная РЖД корректировка проекта «резко снижает эффективность государственных и частных инвестиций в развитие портовой инфраструктуры», которые составляют более 70 млрд рублей, следует из письма. В документе также подчеркивается, что значительно ухудшится финансовое состояние портовых операторов, поскольку на развитие терминалов «были привлечены заемные средства».

«Ванино» является преимущественно угольным портом. Здесь расположены крупнейшие стивидорные компании, среди которых «Порт Ванино» (принадлежит офшорам, которые связывают с владельцем «Мечела» Игорем Зюзиным), «Дальтрансуголь» (принадлежит СУЭК), «Трансбункер-Ванино» и «Ванинотрансуголь».

В целом порт осуществляет перевалку широкой номенклатуры грузов – от контейнеров до лесных и генеральных. Грузооборот «Ванино» в 2022 г. составил 37,6 млн т (+6,3% к 2021 году), из которых на уголь пришлось 29 млн т.

Также в «Ванино» компания «А-проперти» Альберта Авдоляна строит новый угольный терминал «Порт Дальний» для вывоза угля с Эльгинского месторождения. Проект реализуется в два этапа: первый – строительство причала для перевалки до 2 млн т угля в год на суда дедвейтом до 40 000 т, второй – строительство второго причала для углевозов дедвейтом до 100 000 т.

В рамках проекта освоения Эльги группа «Элси» Авдоляна и партнеров строит и собственную железнодорожную ветку через строящийся на берегу Охотского моря порт «Эльга» мощностью 30 млн т (район пос. Чумикан в Хабаровском крае). В октябре 2022 года предприниматель, как сообщали источники «Интерфакса», просил президента РФ Владимира Путина на ближайшие два года предоставить дополнительные мощности железнодорожной инфраструктуры РЖД по вывозу 1,1 млн т угля ежемесячно, что позволит компании направить дополнительную выручку на форсирование стройки железной дороги и завершить ее первый этап в ноябре 2024 года.

Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД (объединяет основных грузоотправителей) также не поддержал проект РЖД, указав на «необоснованность планов» по снижению пропускной способности Ванинского узла.

Представитель РЖД не стал пояснять логику снижения объема работ по Ванинскому узлу и методику расчета потенциальных потерь пропускной способности относительно целевой. Он отметил, что сейчас «идут обсуждения со всеми причастными, решения будут приниматься совместно с учетом мнения всех заинтересованных сторон».

Стивидоры предлагают альтернативный вариант корректировки второго этапа модернизации БАМа: перенести завершение электрификации линий Волочаевка – Комсомольск и Комсомольск – Ванино «на период после 2024 года». Сдвижка электрификации этих участков на 2026-2028 годы, по оценкам представителя Совета потребителей, позволит высвободить порядка 107 млрд руб. Эти средства необходимо направить на укладку вторых путей на этом участке, пишет АМТП.

Ассоциация также предложила РЖД в рамках второго этапа увеличить поставки мощных тепловозов на участок Комсомольск – Ванино, заняться «совершенствованием технологии перевозок» и определить перечень приоритетных мероприятий по развитию критической инфраструктуры, своевременное завершение которых критически влияет на развитие пропускной способности.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает предложение ассоциации «здравым и хорошо аргументированным», особенно в части формирования перечня ключевых мероприятий по развитию инфраструктуры не только на сети РЖД, но и на полигоне в целом с учетом портовых мощностей. С ним согласен независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. По его оценкам, строительство вторых путей могло бы в 2 раза увеличить пропускную способность участков, тогда как электрификация «увеличит этот показатель лишь на 10-20%».

Он добавил, что задержка проекта на 1,5-2 года «довольно дорого» обойдется инвесторам, использующим заемное финансирование, из-за высоких ставок по кредитам.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов добавил, что, несмотря на привлекательность проекта по развитию инфраструктуры подходов к погранпереходу Нижнеленинское – Тунцзян на российско-китайской границе, обоснование РЖД его приоритизации «остается неясным».

«Без развития Ванинского узла может просто не хватить провозных и пропускных способностей для доставки грузов в этом направлении», – считает эксперт. «В условиях повышенного контроля за строительством на Восточном полигоне РЖД старается минимизировать риски неисполнения сроков ввода, перенося даже ключевые объекты, реализация которых влияет не только на объемы перевозок, но и на инвестиционные проекты по расширению грузовой базы и терминальных и портовых мощностей», – констатирует Бурмистров.

Источник: Ведомости