data-caption= data-caption= data-caption=
Металлургические компании просят у правительства РФ гарантий вывоза стали по Восточному полигону

Перевозки

 

Российские металлурги через свою ассоциацию «Русская сталь» готовят обращение в правительство с просьбой обеспечить гарантированный вывоз стали по Восточному полигону в объеме 8-9 млн тонн, что соответствует плану ОАО «РЖД» на этот год. Его причиной стали проблемы в сдаче ОАО «РЖД» груженных сталью вагонов.

По словам собеседников издания, за последние два года объем перевозок металлопродукции по Восточному полигону постепенно снижался, хотя черные металлы относятся к высокодоходным грузам. В январе этого года погрузка снизилась на 60% год к году, в том числе на экспорт – почти на 80%. Все это приводит к срыву контрактов с потребителями внутри России и иностранными клиентами.

В ассоциации и крупных металлургических компаниях отказались от комментариев.

С аналогичной просьбой к первому вице-премьеру Андрею Белоусову в январе обратилась Evraz. В письме говорилось, что в 2020 году был пик погрузки черных металлов на восток, из которых 66% обеспечила Evraz. Но после приостановки правил недискриминационного доступа и ввода временных правил определения очередности грузов приоритет получили экспортные нефтяные грузы и контейнерные поезда. Кроме того, по Восточному полигону в силу гарантий вывоза из Кузбасса активно едет уголь, который находится в очередности ниже металлов.

В результате оформление груженых вагонов с двух заводов Evraz – НТМК и ЗСМК – снизилось в четыре раза к уровню января 2022 года. Компания была вынуждена была частично переориентировать 34% продукции на другие направления, но остальные перенаправить невозможно. Ограничения перевозок на восток, считают в Evraz, приведут к сокращению объемов производства компании на 2 млн тонн в год, что вызовет снижение добычи и обогащения руды до 7 млн тонн. Потеряет деньги и ОАО «РЖД». В результате Evraz хотела бы гарантировать вывоз 2 млн тонн для НТМК, 3 млн тонн – для ЗСМК.

В аппарате Андрея Белоусова заявили, что в настоящее время вопрос рассматривается в ОАО «РЖД».В ОАО РЖД уточнили, что по итогам января 2023 года погрузка черных металлов в направлении железных дорог Восточного полигона сократилась на 30%. При этом если экспорт снизился на 40%, то во внутреннем сообщении объемы перевозок сохранились на уровне января 2022 года.

«По временным правилам определения очередности приема грузов к перевозке металлургическая продукция во внутрироссийском сообщении и сейчас пользуется преимуществом, – говорят в ОАО «РЖД». – При этом экспортные металлы, которые перевозятся в универсальном подвижном составе, вынуждены уступать провозную мощность гарантированным объемам социально значимых грузов, внутрироссийским перевозкам и сырьевому экспорту в специализированном подвижном составе».

В приоритетном порядке (сразу после воинских грузов и грузов для ликвидации ЧС) сейчас на Восточном полигоне перевозится экспортный уголь из нескольких регионов, объемы отправок которого оговорены в отдельных поручениях президента и закреплены в договоренностях региона и ОАО «РЖД». Речь идет о довольно больших объемах: так, с Кузбассом заключен договор на гарантированный вывоз в 2023 году не менее 53,1 млн тонн на экспорт. Такие же договоры, но на меньшие объемы, заключены с Бурятией, Хакасией, Тывой и Якутией.

Металлурги неоднократно просили об установлении скидок на перевозку металлургической продукции. Однако ОАО «РЖД» отмечало, что предоставление их на восточном направлении нецелесообразно с учетом того, что перевозка металлов на дальние расстояния и на Дальний Восток уже имеет суммарную скидку в 66%. По другим возможным скидкам для металлургов, говорил в конце января замгендиректора монополии Алексей Шило, переговоры продолжаются, при этом для ОАО «РЖД» при их предоставлении принципиальна гарантия объемов вывоза.

Сергей Гришунин из НРА говорит, что у металлургов мало шансов на получение гарантий вывоза на восток. По его мнению, у компаний в моменте остается вариант с контейнеризацией экспорта, так как контейнерные грузы идут быстрее и имеют приоритет при погрузке.

«Разумеется, это снижает и без того невысокую маржинальность экспорта на восток, но сейчас важнее не допустить снижения производства для сохранения низкой себестоимости и рабочих мест», – отмечает эксперт. По его мнению, с учетом ослабления рубля такие меры позволят сохранить положительную рентабельность экспорта проката.

Источник: Коммерсантъ