data-caption= data-caption= data-caption=
«Трансмашхолдинг» работает над созданием тепловозов ТЭМ29 и 3ТЭ30Г с тягой на природном газе

Локомотивы

Об этом производитель сообщил в комментарии «Известиям». Спросу на эти локомотивы должно способствовать продление программы господдержки рынка газомоторного топлива до 2030 года, его сейчас прорабатывает правительство.

«Трансмашхолдинг» (ТМХ) ведет работы по созданию шестиосного ТЭМ29 уже несколько лет. Это будет вторая версия маневрового газопоршнегового тепловоза с тягой на сжиженном природном газе (СПГ) от машиностроителя. Первая модель, ТЭМ19, была произведена в 2013 году только в виде опытного образца. В 2021 году в ТМХ в комментарии «Технике железных дорог» указывали, что машина не пошла в серию из-за примененного украинского тягового оборудования и выявленной необходимости увеличения бака для топлива.

Ключевым узлом ТЭМ29 является новый газовый двигатель-генератор 9ГМГ. Сейчас в ТМХ сообщают, что он уже прошел весь цикл испытаний. Номинальная мощность этого V-образного 8-цилиндрового двигателя составляет 940 кВт, удельный расход газа при полной мощности заявляется на уровне 207+10,35 г/кВт*ч. Как в 2019 году в «Гудке» отмечал Вячеслав Шереметьев, технический директор создающего двигатель Коломенского завода (входит в ТМХ), в проекте 9ГМГ была поставлена задача унификации с размерным рядом двигателей, который выпускает предприятие. «Уровень унификации этой машины с серийно выпускаемыми дизелями типа Д49 составляет около 90%, что позволит выпускать эти моторы в едином технологическом потоке», — говорил он.

Другой локомотив, магистральный газотепловоз 3ТЭ30Г, должен быть модификацией перспективного тепловоза 2ТЭ30 с дизельной тягой, который ТМХ также разрабатывает для нужд Восточного полигона сети РЖД. В 2021 году замгендиректора — начальник Дирекции тяги РЖД Олег Валинский показывал рендер проекта 3ТЭ30Г в рамках выставки «PRO//Движение.Экспо». На нем было видно, что среднюю секцию планируется использовать полностью под емкость для СПГ.

Для этого газотепловоза создается газодизель-генератор 16ГДГ. Он является развитием линейки двигателей Д300 от ТМХ, предполагает технологическую и эксплуатационную унификацию с дизель-генератором 16ЛДГ220. Номинальная мощность V-образного 16-цилиндрового газодизеля должна составить 3600 кВт. Также в инжиниринговом центре двигателестроения ТМХ отмечают, что в силовой установке будет применен высоковольтный тяговый генератор новой разработки. Как в ТМХ сообщили «Известиям», выпуск первого опытного образца газового 16ГДГ запланирован к концу текущего года. В свою очередь дизель-генератор 16ЛДГ220 уже создан, демонстрировался главе РЖД Олегу Белозерову в августе-2022.

 

 

Конкурирующие решения предлагает другой производитель – «Синара – Транспортные Машины» (СТМ). Так, газотепловоз ТЭМГ1, который был впервые представлен в 2019 году,  в сентябре 2022-го официально пошел в опытно-промышленную эксплуатацию на путях филиала «Газпромтранса» в Оренбургской области. Его мощность составляет 824 кВт, однако, по словам руководителя центра компетенций газомоторных локомотивов «Газпромтранса» Михаила Чернышева, рассматривается перспективное развитие линейки до мощности 1470 кВт.

Газовую модификацию включает и другой проект СТМ — магистрального тепловоза 2ТЭ35А. Дополнительно в проработке находится и газотурбинная машина ГТЭМ1 – она была включена в договор, заключенный в 2018 году между СТМ и «Газпромтрансом» по серийным поставкам тягового подвижного состава на СПГ.  В 2019 году относительно этого газотурбовоза в СТМ заявляли, что в нем будут использованы две газотурбинные установки на базе газотурбинного двигателя ГТД-1250 (производитель — «ОДК-Климов») мощностью 800 кВт.

Как на прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме указывал в своей презентации зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов, у ТМХ и СТМ планируется закупить до 2028 года 51 маневровый газотепловоз и 33 магистральных. Сам же «Газпром» планирует создать соответствующе мощности сжижения природного газа и пункты экипировки.

В то же время, как отмечал в недавней колонке в «Гудке» Олег Валинский, в разработке также находятся проекты модернизации под газодизельный цикл маневровых ТЭМ18ДМ и магистральных 2ТЭ116У. Ранее о работе над ними сообщал ВНИКТИ. В свою очередь закупку американских газотепловозов, работающих на смеси дизеля и СПГ, в начале 2022 года планировали «Железные дороги Якутии», однако единственный участник – Progress Rail – не была готова выполнить поставки по требуемой цене.

Активное внимание внедрению СПГ уделяется как более экономически эффективной альтернативе дизелю для ряда регионов России, а также как инструменту снижения выбросов вредных веществ. В то же время ограничителем внедрения такой тяги остается отсутствие заправочных мощностей. Как пишут «Известия», в Минэнерго России запустили работу по обновлению концепции развития рынка газомоторного топлива в стране с повышенным вниманием к обеспечению спроса на метан на железнодорожном и речном транспорте.

Работа ведется в рамках продления программы господдержки рынка газомоторного топлива до 2030 года: предложение создать такую программу на 2024-2030 году в январе Президенту России Владимиру Путину направил председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. По данным «Известий», документ находится на проработке в Правительстве России.

Источник: rollingstockworld