data-caption= data-caption= data-caption=
Концессионером высокоскоростной магистрали Москва – Петербург может стать группа «Синара»

ЖД инфраструктура

 

Концессионером основного участка высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург может стать группа «Синара» (ранее ее контролировал Дмитрий Пумпянский, в марте 2022 года перестал быть ее бенефициаром).

 

 

 

Как следует из документов ОАО «РЖД», монополия совместно с предполагаемым концессионером на основании обращения группы «Синара» в правительство от 13 июля 2022 года прорабатывает организационно-правовую модель взаимодействия участников концессионной инициативы, «отражающую распределение финансовой нагрузки и возникающих обязательств между всеми ключевыми участниками процесса». Согласован пакет документов для подачи в правительство заявки частной концессионной инициативы по организации строительства и эксплуатации магистрали, сообщается в документе.

Проект российской ВСМ разрабатывается десятилетиями, в 2019 году с первоначального варианта Москва – Казань его было решено переконфигурировать в маршрут Москва – Петербург. Проект предполагает достижение времени сообщения между столицами в 2 часа 15 минут. Предполагается, что входы в Москву и Петербург (участки Москва – Крюково и Обухово – Петербург) будут строиться за счет инвестпрограммы ОАО «РЖД» и бюджета, в то время как основная протяженность трассы – участок Крюково – Обухово протяженностью 624,2 км – должна быть отдана в концессию. Стоимость этого участка оценивается в 1,66 трлн руб.

Концессионное партнерство напрямую зависит от технологического – кто именно будет поставлять подвижной состав для магистрали и, соответственно, под какие технические потребности будет проектироваться трасса. Для трассы Москва – Петербург наиболее вероятным партнером прежде была Siemens. Однако немецкая компания в мае 2022 года приняла решение об окончательном уходе из России.

У Siemens было СП с «Синарой» – «Уральские локомотивы», собиравшее, в частности, «Ласточки». В конце 2022 года объявлялось о достижении почти полной локализации «Ласточек» в 2023 году.

В 2020 году ОАО «РЖД», «Синара», «Уральские локомотивы» и Siemens договорились о проектировании поезда для ВСМ. В документах ОАО «РЖД» сообщается, что в рамках выполнения поручения президента от 21 июня 2022 года о создании и вводе в эксплуатацию в 2028 году российского высокоскоростного электропоезда организована разработка конструкторской документации силами АО «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта» и работа по заключению контракта с группой «Синара» на приобретение головного образца поезда для эксплуатации на ВСМ. «Уральские локомотивы», по словам главы совета директоров «Синара – Транспортные машины» Александра Мишарина, к 2025 году модернизируют производство, чтобы к 2028 году выпустить поезд, развивающий скорость 400 км/ч.

Как потенциальный концессионер «Синара» обладает рядом преимуществ, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. У группы есть не только высоко локализованная «Ласточка», но и уже готовый к сертификации проект полностью отечественного скоростного пассажирского электропоезда, который может заменить «Ласточку», успешный опыт трамвайной концессии в Таганроге, троллейбусной концессии в Челябинске, крупный собственный строительно-девелоперский и финансовый бизнес, а масштаб группы достаточен для реализации даже такого сверхкрупного проекта.

Интересно, задается вопросом эксперт, какая позиция у «Трансмашхолдинга» (ТМХ), которому тоже мог бы быть интересен такой проект. Поиск партнера для этого проекта среди российских компаний, а не привлечение его партнера, по мнению господина Бурмистрова, безусловно, оправдан с точки зрения синергетического эффекта для экономики.

Источник: Коммерсантъ