Правительство РФ рассмотрит целесообразность финансирования проекта по развитию внутригородских железнодорожных пассажироперевозок по Краснодарской агломерации, на поэтапную реализацию которого к 2032 г., согласно предпроектной проработке, необходимо почти 112 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Соответствующий инвестпроект Минтранс РФ направил в Минэкономразвития и Минфин с просьбой оценить целесообразность его финансирования, сообщил источник, знакомый с предложениями министерства. Проект включен в состав утвержденной кабмином в 2021 г. инициативы «Мобильный город». Его инициатором выступило ОАО «РЖД».
Реализовывать предлагаемые меры предлагается в три этапа, в срок до 2032 г. Потребность в финансировании всех трех этапов из ФНБ оценена в 111,9 млрд руб. Финансировать проект предлагается путем размещения средств ФНБ в привилегированные акции РЖД с ежегодной выплатой дивидендов на уровне 0,01% годовых от номинальной стоимости размещенных акций на инвестиционной стадии, и 2,98% годовых – на стадии эксплуатации.
Реализация инициативы предполагает организацию движения по четырем внутригородским маршрутам: 1) Краснодар I – разъезд Витаминный – Краснодар-Сорт. – Краснодар I (кольцевое движение); 2) Краснодар I – Динская; 3) Краснодар I – Аэропорт Пашковский; 4) Краснодар I – Титаровка. Для этого должно быть построено 48 км железнодорожных путей, 17 остановочных пунктов, три транспортно-пересадочных узла и пять автодорожных путепроводов.
На первом этапе – к 2026 г. – предусматривается организация кольцевого движения по маршруту Краснодар I – разъезд Витаминный – Пашковская – Краснодар I. Проектом предусмотрено строительство 1,3 км ж/д путей и шести остановочных пунктов. Для реализации первого этапа потребуется требуется почти 5 млрд руб. финансирования за счет средств ФНБ.
Вторым этапом предусмотрено увеличение частотности движения на кольце вдвое, а также организация тактового движения поездов в сообщении Краснодар I – станица Динская. Проект предполагает строительство в Краснодаре 25,2 км ж/д путей, депо по обслуживанию электропоездов, транспортно-пересадочного узла и путепроводов. Срок строительства объектов – 1 кв. 2028 года – 4 кв. 2030 года.
Третий этап предполагает развитие инфраструктуры и организацию железнодорожного движения от станции Краснодар I до аэропорта «Пашковский». Проектом предусмотрено строительство в Краснодаре 10,5 км вторых путей. Также предполагается организация движения поездов в сообщении Краснодар I – Титаровка. Для этого необходимо построить 1,5 км новых путей, а также 9,5 км вторых путей, остановочных пунктов и пересадочных узлов. Предполагаемый срок строительства объектов – I квартал 2028 г. – IV квартал 2031 г.
Как отметил источник, предполагается, что обслуживать все направления ежесуточно будут электропоезда «Ласточка». Инвестиции в приобретение подвижного состава РЖД, необходимого для обслуживания инфраструктуры, в размере 17,8 млрд руб. могут быть осуществлены в рамках отдельного инвестпроекта.
«Значимым фактором успеха реализации проекта станет организация транспортно-пересадочного узла в аэропорту «Пашковский», который помимо аэровокзала может объединить в себе вокзал скоростных поездов и поездов дальнего следования, станцию городской и пригородной электрички, автовокзал. Сейчас сообщение с аэропортом осуществляется только двумя маршрутами троллейбусов и двумя маршрутами маршрутных такси. Они имеют низкую частоту следования, а их маршрутная сеть обладает незначительным территориальным охватом», – отметил собеседник, ссылаясь на материалы предпроектной проработки.
Согласно выполненным расчетам перспективных объемов перевозок пассажиров в рамках рассматриваемого железнодорожного полигона, количество перевезенных внутригородскими поездами пассажиров в Краснодарской агломерации к 2027 г. составит порядка 0,64 млн пассажиров, в 2031 г. увеличится до 2 млн человек, в 2032 г. достигнет 7,9 млн.
Источник: РЖД