data-caption= data-caption= data-caption=
С апреля прогнозируется рост перевозок зерна по сети ОАО «РЖД»

Перевозки

 

В середине февраля в России начала действовать квота на экспорт зерна. В этом году она определена в размере 25,5 млн тонн. По мнению экспертов рынка, такой способ регулирования рынка может снизить объёмы перевозок зерна и ячменя на Восточном полигоне. Однако с апреля возможен рост перевозки зерновых железной дорогой по всем направлениям.

По данным ОАО «РЖД», в январе 2023 года на сети погружено 2,3 млн тонн злаковых культур (+22,5% к аналогичному периоду прошлого года). При этом на экспорт по железным дорогам России отправилось 1,6 млн тонн зерна (+46,6% к январю 2022 года). Больше всего зерна погружено в Саратовской (180 тыс. тонн), Волгоградской (147 тыс. тонн) и Липецкой (134 тыс. тонн) областях.

Как рассказал вице-президент, председатель комиссии по развитию зернового комплекса «Опоры России» Сергей Соколов, сегодня правительство регулирует рынок зерна с помощью двух основных механизмов. Первый – круглогодичная вывозная пошлина на зерно, которая еженедельно по пятницам обновляется Минсельхозом России, второй – квотирование вывоза. Данные меры позволяют обеспечивать продовольственную безопасность и баланс зернового рынка в стране и поддерживать тем самым переработчиков зерна.

Квоты на экспорт зерна выделяются государством на протяжении последних трёх лет. Традиционно они действуют с 15 февраля по 30 июня (вторая половина зернового года). «Квоты выдаются тем компаниям, которые уже имели опыт их освоения в прошлом, и начисляются по формуле, учитывающей предыдущее освоение, – «исторический принцип». В текущем году общая квота на вывоз зерна определена Правительством РФ в размере 25,5 млн тонн, в прошлом году она составляла около 14 млн тонн», – говорит он.

Отметим, что помимо квоты компаниям-экспортёрам необходимо получить специальную лицензию в Минпромторге России. Напомним, что квота – это право компании на вывоз зерна, а лицензия – документ, который основывается на данном праве. В этом году Минпромторг выдал лицензии в рамках квоты уже в первый день действия экспортного ограничения. Этого удалось добиться за счёт взаимодействия между российскими экспортёрами зерна и государственными ведомствами, вовлечёнными в экспорт сельхозпродукции, – Минсельхозом, Минпромторгом и ФТС, сообщается в официальном Telegram-канале Союза экспортёров зерна.

«Выдача лицензий уже в первый день действия квот позволила нам сохранить непрерывность и ритмичность операционного цикла погрузки судов, – прокомментировал ситуацию председатель правления Союза экспортёров зерна Эдуард Зернин. – Благодаря действию правил уже не первый сезон мы смогли избежать ошибок на уровне исполнителей и заблаговременно подать корректные заявки, серьёзно снизив сроки их рассмотрения».

Сегодня основными потребителями российского зерна являются примерно 26 стран. Среди них – Турция, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Алжир, Пакистан, страны Африки, Судан и Бангладеш, КНР. Как правило, зерновые культуры экспортируются морским транспортом. Основными странами, куда зерно поступает по сухопутным коридорам железнодорожным транспортом, являются Азербайджан, Монголия и КНР.

Дальневосточный и Сибирский федеральные округа (ДФО и СФО соответственно) являются потенциальными поставщиками зерновых в КНР и страны Восточной Азии. Так, в 2023 году на ДФО выделена квота в размере 400 тыс. тонн.

«Это беспрецедентная цифра, поскольку с этого года дальневосточные экспортёры добились повышающего коэффициента (3) при расчёте объёма квот, – говорит Сергей Соколов. – На СФО выделено всего 175 тыс. тонн, и это крайне мало. Поэтому задача на следующий год – увеличить повышающий коэффициент и для СФО, что объясняется растущим темпом экспорта зерна в КНР, который можно и нужно реализовывать».

В этом году при введении квот объёмы перевозки зерна, которые везутся по железной дороге в направлении портов Юга России и Каспийского бассейна, останутся как минимум на текущем уровне. При этом стоит сказать, что большая доля квот распределена именно между компаниями, которые там базируются.

«А вот перевозки зерна в направлении Восточного полигона могут уменьшиться потому, что квота меньше. Также сдерживает и доминирующая «угольная» составляющая погрузки с Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог, что негативно сказывается на реализации экспортного потенциала продукции АПК из СФО», – отмечает председатель комиссии по развитию зернового комплекса «Опоры России».

Но такое положение дел будет кратковременным. С конца февраля Минсельхоз начнёт принимать заявки на субсидирование перевозок зерна – пшеницы и ячменя. Подобная мера поспособствует оживлению железнодорожных перевозок данного вида продукции. Уже с апреля прогнозируется рост перевозок зерна по сети ОАО «РЖД». Сумма субсидий пока не раскрывается, но, по словам Сергея Соколова, она будет достаточно существенная и сможет обеспечить льготные перевозки примерно до начала лета.

Источник: Гудок