data-caption= data-caption= data-caption=
В 2023 году на сети ОАО «РЖД» ожидается поступление 4 новых моделей локомотивов

Локомотивы

 

На этот год запланировано завершение постановки на производство магистрального электровоза 3ЭС8 (производитель — «Синара Транспортные Машины»), магистрального тепловоза 3ТЭ28, маневрового тепловоза ТЭМ23 и маневрового контактно-аккумуляторного электровоза ЭМКА2 (производитель всех машин — «Трансмашхолдинг»). 

 

 

 

Магистральные электровозы 3ЭС8

Так, на прошлой неделе в РЖД анонсировали, что в этом году планируется закупка 9 электровозов 3ЭС8. Его пилотный образец был показан руководству РЖД на заводе «Уральские локомотивы» в марте 2022 года. Затем машина была отправлена на сертификационные испытания. На предварительных тягово-энергетических испытаниях 3ЭС8 подтвердил тяговые свойства, заявленные в техническом задании. Так как он является преемником электровоза 2ЭС10 с немецким тяговым приводом, то 3ЭС8 с отечественным тяговым приводом должен реализовывать схожие технические характеристики, что и было подтверждено. Мощность 3ЭС8 составляет 12000 кВт.

Производитель – «Уральские локомотивы» (входят в СТМ) – отмечает, что 3ЭС8 является первым грузовым электровозом с несущим кузовом. Он способствует облегчению конструкции и позволяет изменять нагрузку на ось от 23 до 25 тн. В основу платформы закладывалась задача обеспечить способность водить грузовые поезда массой 7100 т на горных участках Транссибирской магистрали и 9000 т — на полигонах в европейской части России.

Одно из ключевых новых решений — комплект тягового оборудования с трехфазными асинхронными двигателями, разработанный компаниями «Тяговые компоненты» и «Горизонт». Также в локомотив будет интегрирован блок интеллектуального управления проскальзыванием колесных пар с функцией самообучения. Он должен позволить контролировать силу тяги и с заданной скоростью перевозить большегрузные составы. Разработка была запатентована «Уральскими локомотивами» в ноябре 2021 года. Машина призвана послужить основой для новой линейки электровозов производителя на ближайшие 15-20 лет.

 

 

Магистральные тепловозы 3ТЭ28

В свою очередь, по данным РЖД, в 2023 году на сеть перевозчика должны также поступить 30 тепловозов 3ТЭ28, к серийному выпуску которых готовится Брянский машиностроительный завод (БМЗ, входит в ТМХ). Машина была показана гендиректору РЖД Олегу Белозерову в августе прошлого года. Основная новация в нем – применение российских дизель-генераторов 18-9ДГМ с заявляемой максимальной мощностью в 3100 кВт. Силовая установка разработана в ТМХ и также ставится в производство на входящем в холдинг Коломенском заводе.

Новые тепловозы должны стать альтернативной локомотивам 3ТЭ2К2М, в которых применялась силовая установка GEVO12 от американской Wabtec. Как и электровоз 3ЭС8, трехсекционный 3ТЭ28 общей мощностью 9300 кВт должен также быть способен водить на Восточном полигоне поезда массой до 7100 т. На испытаниях, проводившихся в конце 2022 года на базе депо Курск-Сортировочный, тепловоз тянул поезда с максимальным весом 7256 т.

 

 

Маневровые тепловозы ТЭМ23

Данный локомотив был сертифицирован в конце 2023 года, одобрен выпуск установочной серии из 100 машин. Презентация тепловоза прошла в августе 2021 года в рамках салона «PRO//Движение.Экспо». Пока планы производства ТЭМ23 в 2023 году не публиковались, однако переход к серийному выпуску косвенно подтверждает сообщение ТМХ о сертификации асинхронных двигателей ДТА-200Т для этой машины. Согласно информации ТМХ, в 2023 году планируется изготовление установочной партии из 42 таких двигателей. Новый маневровый тепловоз ТЭМ23 должен стать функциональной заменой платформы ТЭМ18 – самой массовой серии маневровых тепловозов в России, объем выпуска которой на БМЗ в разных модификациях за прошедшие годы достиг уже 3 тыс. единиц.

ТЭМ23 имеет асинхронный тяговый привод и двухдизельное исполнение силовой установки: он оборудован двигателями «КАМАЗ» мощностью 309 и 368 кВт. Сила тяги при трогании с места заявляется на уровне 300 кН. Использование двухосных тележек должно позволять ТЭМ23 проходить кривые с минимальным радиусом 40 м, при этом возможна реализация осевой нагрузки 22,5 и 24,5 тс. ТЭМ23 оснащен регистраторами параметров движения РПДА-Т. Благодаря им происходит автоматизированный сбор, регистрация и обработка данных о движении и работе локомотива с целью контроля, учета работы и расхода топлива, технического состояния оборудования и энергетической эффективности машины.

Для повышения удобства обслуживания тепловоз имеет модульную конструкцию, состоящую из силовой установки, холодильной камеры, вспомогательного оборудования и кабины машиниста. В ТМХ заявляют о значительно увеличенных межремонтных пробегах: по оценкам производителя, расходы на техническое обслуживание и ремонт будут на 47% ниже, чем у эксплуатируемых сегодня моделей. Дополнительно в локомотив закладывается возможность интеграции опции беспилотной работы.

 

 

Контактно-аккумуляторный маневровый электровоз ЭМКА2

На одной платформе с ТЭМ23 на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, входит в ТМХ) создается и аккумуляторная машина ЭМКА2 с гибридной тягой от накопителей энергии и контактной сети. Она пока не была представлена публике, но фотографии первого собранного образца появились на тематических порталах в январе этого года. Работа над машиной шла несколько лет. Ранее анонсировалось, что ЭМКА2 должен быть готов в середине 2022 года, однако, как отмечал в октябре прошлого года в интервью РЖД ТВ Олег Валинский, проект сдвинулся по срокам из-за изначальной комплектации импортным аккумулятором.

Как отмечали в самом ТМХ, маневровый ЭМКА2 станет альтернативой тепловозам в больших депо и пассажирских вокзалах, где работа дизеля нежелательна. Предполагается, что на электрифицированных участках локомотив будет работать от сети и попутно заряжать батареи, на неэлектрифицированных – автономно от накопителя. В 2021 году в ходе салона «PRO//Движение.Экспо» Игорь Сахин из Центра перспективных технологий ТМХ сообщал о планах обеспечить в ЭМКА2 мощность на валах тяговых двигателей в часовом режиме не менее 500 кВт при работе от контактной сети и не менее 300 кВт — при работе от накопителя. Запас автономного хода без вагонов на скорости 65 км/ч тогда заявлялся на уровне 100 км, при ведении поезда массой 2000 т со скоростью 20 км/ч – 18 км.

Источник: rollingstockworld