data-caption= data-caption= data-caption=
С 1 марта вступает в силу постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня видов грузов повышенной опасности»

Перевозки

 

С 1 марта 2023 года вступает в силу постановление правительства РФ № 341 «Об утверждении перечня видов грузов повышенной опасности».

К грузам повышенной опасности относится часть опасных грузов, которые могут быть использованы нарушителем при акте незаконного вмешательства с целью нанесения максимального ущерба. Это взрывчатые вещества, воспламеняющиеся, нетоксичные газы, ядовитые газы, легковоспламеняющиеся жидкости, грузы с радиоактивными материалами и пр.

Органами исполнительной власти определяется набор требований по обеспечению мер транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), где осуществляется погрузка/выгрузка подобных грузов, а также для перевозящих их транспортных средств (грузовых вагонов).

К защите путей необщего пользования, где происходит подача/уборка подвижного состава с грузами повышенной опасности, вносятся современные подходы. Здесь должна быть организована система видеомониторинга с передачей данных в реальном времени и их хранением в течение 30 дней. Ветвевладелец обязан обеспечить проведение визуального осмотра вагонов при подаче под погрузку или после выгрузки в целях выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; воспрепятствовать проникновению посторонних в технологический сектор, в том числе за счет возведения заграждений; принимать меры по выявлению нарушителя на критических элементах ОТИ.

Тем не менее сложности могут возникнуть на стыке разных структур – в тех случаях, когда к станции РЖД примыкает несколько ветвевладельцев. Например, один из собственников путей необщего пользования обеспечивает только транзит вагонов с опасными грузами с последующей передачей на пути другого собственника.

Как поясняет директор центра транспортной безопасности СамГУПСа Сергей Ярыгин, первому владельцу также придется выполнять требования нового законодательства вне зависимости от протяженности участка своего пути, обеспечивающего пропуск груза повышенной опасности. Безусловно, для предприятия это дополнительная финансовая нагрузка.

В целях снижения затрат, считает эксперт, целесообразно разрешить субъектам инфраструктуры необщего пользования формировать единые планы по обеспечению транспортной безопасности ОТИ на несколько путей с учетом маршрута прохождения вагонов с грузами повышенной опасности.

Еще один блок требований, согласно правительственному постановлению № 1533 от 10.10.2020 г., относится к защите транспортных средств. Речь, в частности, идет о подготовке для Росжелдора паспортов транспортных средств, участвующих в перевозке грузов повышенной опасности. Собственникам такого парка нужно переутверждать сведения не менее 1 раза в 6 месяцев.

«Необходимо дать техническое задание IT-компаниям для некоего проекта, который позволит формировать быстро паспорта, при этом минимизировав количество возможных ошибок, обеспечивать объем хранения этих данных», – говорит С. Ярыгин.

В качестве другого требования – оснащение транспортных средств (вагонов) средствами контроля доступа к перевозимому грузу. Правда, здесь пока есть неувязки.

Требования по обеспечению выявления нарушений при движении вагонов по маршруту следования путем наблюдения с обеих сторон поезда потребуют наличия технических средств видеонаблюдения на локомотиве, отмечает С. Ярыгин. Однако владельцем тягового подвижного состава являются РЖД, и как в этой связи собственник вагона может повлиять на наличие таких средств на локомотиве, не ясно.

«Нужно начинать формировать систему управления движением поездов [с грузами повышенной опасности]. Если мы исходим из этих требований, нужно договариваться с РЖД по оснащению локомотивов техническими средствами защиты», – заключил директор центра транспортной безопасности СамГУПСа.

Источник: РЖД-Партнер