data-caption= data-caption= data-caption=
Госдума РФ рассмотрит законопроект о внедрении системы «вези или плати» на железнодорожных перевозках

Перевозки

 

Госдума России на заседании в четверг планирует рассмотреть в первом чтении внесенный еще в 2021 г. в парламент законопроект о внедрении договоров на перевозку грузов железнодорожным транспортом на условиях «вези или плати» (ship-or-pay) – схема, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а клиент, даже в случае непоставки груза, должен все равно перевозку оплатить.

Законопроект (№ 43217-8) в декабре 2021 г. внесло в парламент правительство.

Согласно документу, по соглашению сторон в договоры об организации перевозок дополнительно могут включаться следующие условия: маршруты перевозок грузов (железнодорожные станции отправления и железнодорожные станции назначения); обязанности грузоотправителя и обязанность перевозчика.

Так, согласно законопроекту, грузоотправитель обязан предъявить грузы для перевозки в соответствии с условиями договора, а также оплатить провозные платежи независимо от того, были ли предъявлены грузы для перевозки или нет. Уточняется, что провозные платежи можно не уплачивать, только если грузы не были предъявлены по причинам, не зависящим от действий (бездействия) грузоотправителя, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы, о чем грузоотправитель уведомляет перевозчика. Поправки также вводят нештрафуемый предел отклонений от контрактных объемов грузов, не представленных к перевозке – не более 5% в месяц.

В свою очередь перевозчик обязан обеспечить прием грузов, а случае неприема выплатить штраф в размере суммы провозных платежей. Здесь также действует норма о нештарфуемом объеме в размере 5% и действии обстоятельств непреодолимой силы.

При этом устанавливается, что до 31 декабря 2024 г. положения законопроекта применяются при экспорте угля с железнодорожных станций, расположенных на территории Кемеровской области – Кузбасса, в направлении терминалов (портов) и железнодорожных пунктов пропуска, расположенных в границах Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. Также устанавливаются объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн тонн с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн тонн.

Предполагается, что после 1 января 2025 г. договоры об организации перевозок могут заключаться в отношении перевозок железнодорожным транспортом всех видов грузов.

В заключении комитета по транспорту на законопроект отмечается, что за время, прошедшее с внесения законопроекта в парламент, рынок грузовых железнодорожных перевозок существенно изменился вследствие произошедшего перенаправления грузопотоков.

Так, по решению правительства до 1 июля 2023 г. приостановлено действие правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. «В настоящее время очередность перевозок грузов регламентируется временными правилами определения очередности перевозок грузов, утвержденными на заседании правления ОАО «РЖД» 27.12.2022. Соглашения взаимной ответственности по принципу «вези или плати» между ОАО «РЖД» и грузоотправителями (угольными компаниями) Кемеровской области – Кузбасса в 2022 г. не заключались.

«Учитывая данные обстоятельства, а также то, что значимость создания эффективно работающего инструмента организации перевозок грузов с использованием Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в настоящее время многократно возросла, комитет отмечает, что положения законопроекта, в том числе предлагаемая законопроектом география производителей грузов, номенклатура грузов и объемы перевозимой продукции, нуждаются в осмыслении и последующей доработке для защиты интересов государства и всех участников перевозочного процесса», – говорится в заключении.

Несмотря на это комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении, при условии его доработки ко второму чтению.

В конце января замглавы РЖД Алексей Шило заявил, что компания в 2022 году рассчитывает начать использовать договоры «вези или плати» для перевозок угля в порты Дальнего Востока.

«На сегодняшний момент законопроект находится в Госдуме. Мы думаем, что решение по нему в том или ином виде все равно будет принято. Есть поручение президента, понятно, что нужно искать компромисс. Модель, которая сегодня предложена, если она будет утверждена, предусматривает пилотный период, в течение которого такие договоры будут возможны только для перевозок угля и только в направлении портов Дальнего Востока. У нас будет время, чтобы отработать форму договора и понять слабые и сильные стороны договорной конструкции», – рассказал он журналистам. По его словам, РЖД готовы такие договоры заключать. «Мы всегда поддерживали такую конструкцию, потому что для нас это некая гарантия окупаемости больших инвестиций, которые мы сегодня вкладываем в развитие инфраструктуры. Рассчитываем, что в 2022 г. первые договоры у нас появятся, а договорная конструкция, которую мы отработаем в 2022 г., в дальнейшем позволит эту технологию тиражировать на другие грузы и направления», – сказал топ-менеджер.

Шило не стал называть конкретных партнеров, отметил лишь, что «есть порядка десятка обращений от компаний, которые готовы заключать с РЖД такие договоры, много крупных грузоотправителей готовы».

Источник: РЖД