В минувший четверг состоялась конференция «ЗаКонтейнерами», в которой приняли участие представители ОАО «РЖД», бизнеса и операторского сообщества. Одной из главных тем стало развитие инфраструктуры для контейнерных перевозок.
По словам участников встречи, в ближайшее время холдинг и частные инвесторы продолжат проектирование и строительство транспортных узлов для увеличения объёмов перевозимых в контейнерах грузов.
Сегодня общее количество терминалов под управлением Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» (ЦМ) составляет 154 единицы. Из них 104 задействовано для переработки FEU (сорокафутовый аналог). Порядка 71 позволяют формировать контейнерные поезда.
«За год количество терминалов, позволяющих формировать контейнерные поезда, выросло вдвое. Если в прошлом году под эти цели было 40, то в этом году их уже более 70. Для работы с контейнерами у нас задействовано почти 300 погрузочно-разгрузочных механизмов», – рассказал в ходе своего выступления заместитель начальника ЦМ Андрей Зыбкин.
Для полноценной и непрерывной работы грузовых терминалов (ГТ) и транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в прошлом году специалисты ЦМ провели передислокацию техники исходя из потребностей инфраструктуры. Так, четыре козловых крана были сняты с малодеятельных участков и отправлены в Благовещенск, Череповец, Вологду и Карбышево, а на терминал «Брянск-Льговский» доставили один контейнерный перегружатель. При этом специалисты холдинга ведут постоянное обновление и закупку новой техники, а также модернизацию и строительство инфраструктуры для организации контейнерных перевозок.
«За прошлый год мы получили десять контейнерных перегружателей, пять из которых отправлено в адрес дальневосточных терминалов в Находке, Уссурийске и Хабаровске. Они задействованы в ходе погрузки контейнеров в полувагоны», – отметил Андрей Зыбкин.
В 2022 году на грузовом ГТ «Юрьевец» (город Владимир) организован полноценный контейнерный сервис (терминально-складские услуги и первая и последняя миля). В этом году холдинг продолжит расширение мощностей данного ГТ.
В ближайших планах холдинга приступить к строительству ТЛЦ «Южный порт». Планируется, что в апреле текущего года мэрия Москвы под эти цели передаст холдингу два земельных участка площадью 14 и 30 га в районе Печатники. Работы на территории будущего терминала ОАО «РЖД» начнёт в этом году, а в I квартале 2024 года завершит первую очередь. С выходом на полную мощность ТЛЦ сможет ежегодно обрабатывать до 5,6 млн тонн грузов для различных предприятий Москвы.
«Перерабатывающая способность уже на первом этапе составит две пары контейнерных поездов, с дальнейшим выходом на мощность до пяти пар контейнерных поездов в сутки», – пояснил Андрей Зыбкин.
Кроме того, начаты работы по строительству площадки для перегрузки грузов на ГТ «Камышовая», которые должны завершиться в конце текущего года. Продолжаются работы по модернизации контейнерной площадки на ГТ «Сыктывкар».
В свою очередь, частные компании также планируют строительство и модернизацию активов. Так, мультимодальный транспортный оператор «Рускон» (входит в Группу компаний «Дело») в ближайшее время откроет новый контейнерный терминал мощностью 30 тыс. TEU в селе Орловка (Волгоградская область). Строительство терминала уже завершено, сейчас компания получает последние разрешения и оформляет все необходимые документы.
«Волгоград – это не только развитые сельскохозяйственный и промышленный кластеры, в этой точке сходятся маршруты с востока на запад и с севера на юг, поэтому именно там мы начали строительство нового терминала», – отметил в ходе выступления на конференции заместитель генерального директора по маркетингу компании «Рускон» Дмитрий Кутателадзе.
Отметим, в планах «Рускона» также увеличить мощности на действующем терминале МАНП (Подольский район Московской области). На текущий момент его мощность составляет чуть больше 20 тыс. TEU в год. К 2025 году компания планирует увеличить её в шесть раз – до 120 тыс. TEU в год, а в перспективе выйти на показатель в 300 тыс. TEU.
«У этого терминала есть прямое примыкание к федеральным трассам и железнодорожной станции Кресты, недалеко от него расположена крупнейшая железнодорожная станция Московской железной дороги Бекасово», – сообщил Дмитрий Кутателадзе.
Последние пять лет наблюдался рост объёма перевалки контейнеров в морских портах, исключением стали показатели прошлого года (и то по отдельным бассейнам). Среди лидеров падения оказался Балтийский бассейн: снижение составило порядка 60%, в Азовско-Черноморском бассейне спад на 10%. Однако инвесторы продолжают работу по увеличению портовых мощностей на приём и перевалку контейнеров.
На текущий момент в Арктическом бассейне заявлено два инвестиционных проекта, оба планируется реализовать в Мурманской области. Первый – строительство Западного транспортно-логистического узла с заявленной мощностью перевалки 840 тыс. TEU в год. «Его основная цель – обеспечить мощности для организации транзита контейнерных грузов по Северному морскому пути. Срок реализации 2026 год», – отметил начальник Управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрей Болдорев.
Второй проект – морской терминал для перевалки контейнеров мощностью 600 тыс. TEU в год на производственной базе РК «Полярное море +» в селе Минькино Кольского района.
В Азово-Черноморском бассейне также заявлено два проекта: создание перевалочной базы крупногабаритных и тяжеловесных грузов в порту Тамань мощностью 20 тыс. TEU в год и реконструкция специализированного контейнерного терминала в порту Новороссийск, что позволит выйти на объём перевалки в 50 тыс. TEU в год.
В Волго-Каспийском бассейне заявлен проект в порту Астрахани – строительство морского терминала по перевалке контейнеров, генеральных грузов, масла и зерна мощностью 3,3 млн тонн в год, в том числе и 50 тыс. TEU в год. Он реализуется в рамках развития особой экономической зоны «Лотос», в настоящее время ведётся проектирование, срок завершения проекта – 2026 год.
«Сейчас много говорят о развитии МТК Север – Юг. Он должен стать одним из опорных пунктов морской перевалки контейнеров на этом коридоре», – говорит Андрей Болдорев.
Дальневосточный бассейн, по словам спикера, в данный момент является «торговыми воротами» России. Здесь заявлено три инвестиционных проекта: развитие контейнерного терминала в бухте Золотой Рог (мощность терминала – 0,46 млн TEU в год), строительство терминала в бухте Суходол (3 млн TEU в год) и Восточный транспортно-логистический узел (1,7 млн TEU в год).
«Он должен стать восточными воротами для транзита грузов, следующих из Западного транспортно-логистического узла в Мурманске через Северный морской путь, связать маршрут», – подытожил Андрей Болдорев.
Источник: Гудок