data-caption= data-caption= data-caption=
Минтранс США призвал ускорить замену 35 тыс. цистерн после крушения поезда в Огайо

Вагоны

 

Ведомство рекомендовало всем грузовым перевозчикам США ускорить доведение текущего парка цистерн, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей 3 класса, до стандарта безопасности DOT-117 (для новых вагонов) или DOT-117R (для модернизированных вагонов).

Согласно закону FAST, принятому в 2015 году, весь парк таких цистерн должен соответствовать стандартам DOT-117/DOT-117R к 2029 году. Как сообщается в отчете бюро транспортной статистики США BTS, в 2021 году 57% всех цистерн были доведены до этих стандартов. Сейчас, по данным ассоциации американских железных дорог AAR, необходима замена более 35 тыс. вагонов или около 8% парка всех цистерн в Северной Америке (данные от 2021 года).

Острым вопрос стал на фоне крушения грузового поезда перевозчика Norfolk Southern (NS) с высокотоксичными химическими веществами возле деревни Ист-Палестайн (штат Огайо), которое произошло 3 февраля. Согласно предварительному отчету национального совета по безопасности на транспорте NTSB, 38 вагонов сошли с рельсов, включая 11 цистерн, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости и горючий газ. Цистерны загорелись, вызвав пожар, повредивший еще 12 вагонов.

Фактором аварии считается проблема с подшипником. Отмечается, что незадолго крушения экипаж поезда получил сигнал тревоги о том, что температура подшипника одного из вагонов превышает температуру окружающей среды на 122,7°C. После получения сигнала машинист включил экстренное торможение, вслед за этим и произошло крушение. Как сообщает NTSB, подшипник находился на последней стадии отказа из-за перегрева за несколько минут до схода с рельсов.

Еще одно крушение поезда NS произошло 4 марта. По данным перевозчика, недалеко от Спрингфилда 28 из 212 вагонов поезда сошли с рельсов. Поезд не перевозил никаких опасных химических веществ. Впоследствии NS обнаружила незакрепленные колесные пары на ряде недавно приобретенных вагонов из рулонной стали, которые представляют повышенный риск схода с рельсов не по размеру. AAR немедленно выпустила служебное уведомление, предписывающее всем перевозчикам вывести из эксплуатации оборудованные таким образом вагоны, осмотреть их и заменить все колесные пары этого типа.

За февраль-март в США также произошло множество других случаев схода поездов разных перевозчиков, однако эта ситуация типична для железнодорожной системы страны. Согласно данным Бюро транспортной статистики при Минтрансе США, за 1990-2021 годы зафиксировано 54539 сходов, в среднем по 1704 в год. В 2022 году поезда в США сошли с путей 1164 раза.

Крушение поезда 3 февраля вызвало широкий общественный резонанс. Свои рекомендации по предотвращению подобных инцидентов через две недели представило министерство транспорта страны. Среди шагов, которые ведомство рекомендует предпринять грузовым перевозчикам, можно выделить ускорение ввода в эксплуатацию цистерн, соответствующих стандартам безопасности DOT-117 или DOT-117R, развертывание новых технологий проверки подвижного состава и принятие нормативных документов, требующих наличия в локомотивной бригаде не менее двух человек.

Также ведомство заявило, что продолжит работу по обеспечению безопасности железнодорожных перевозок, в том числе:

    • инициирует программы проверки безопасности на маршрутах, по которым курсируют поезда с повышенной опасностью воспламенения, и цистерн с большим сроком службы, а также грузовых перевозчиков, которые решили не переходить на цистерны DOT-117,
    • направит средства на модернизацию путей, устранение одноуровневых переездов и повышение безопасности в рамках утвержденного масштабного государственного пятилетнего плана по инвестициям в инфраструктуру суммарным объемом $1,2 трлн,
    • продолжит разработку правил для внедрения электропневматических тормозов ECP, которые могут потенциально могут сократить тормозной путь на 60% по сравнению с обычными пневматическими.

Стоит отметить, что в соответствии с законом FAST каждый грузовой поезд, состоящий из 20 или более цистерн, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости 3 класса, должен был быть оборудован тормозами ECP. Однако данное требование было отменено в 2017 году администрацией президента США Дональда Трампа из-за того, что «ожидаемые затраты на тормоза ECP значительно превышали ожидаемую выгоду». Министр транспорта США Пит Буттиджич заявил, что эта технология могла бы предотвратить крушение. Однако, по словам председателя NTSB Дженнифер Хоменди, поезд не должен был бы использовать такую тормозную систему, так как он включал только 3 цистерны для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей 3 класса.

Через несколько недель после получения реакции от Минтранса США сама NS объявила о собственных мерах по повышению безопасности. В первую очередь перевозчик планирует установить 200 дополнительных дефектоскопов для подшипников вдоль путей и разместить 13 новых акустических дефектоскопов, которые анализируют акустическую характеристику вибрации внутри оси.

Перевозчик также заявил о работе с производителями над ускорением тестирования и развертывания дефектоскопов подшипников следующего поколения, которые могут сканировать большее поперечное сечение подшипников и колес вагона. Также компания ускорит свою программу цифровой проверки поездов в сотрудничестве с технологическим научно-исследовательским институтом Джорджии. Она направлена на диагностику подвижного состава с помощью машинного зрения и алгоритмов на основе искусственного интеллекта.

Также NS наряду с рядом других крупных перевозчиков является участником совместного предприятия RailPulse, которое при поддержке Минтранса США сейчас занимается  проектом внедрения бортовой телеметрии на грузовых вагонов, в том числе для отслеживания состояния компонентов. В начале февраля глава партнерства Rail Supply Chain Роберт Кантуэлл на страницах издания Railway Age призывал двигаться к внедрению бортовых систем диагностики. По его оценкам, оборудование одного грузового вагона телематическим датчиком, позволяющим отслеживать состояние узлов вагона, может обойтись до $1 тыс.

О стандарте DOT-117

Этот стандарт был разработан в 2015 году Минтрансом Канады и Федеральной администрацией железных дорог США в ответ на крушение поезда с нефтяными цистернами в 2013 году в Канаде. Согласно спецификациям стандарта, корпуса резервуаров должны быть изготовлены из стали толщиной 22,8 см с кожухами из листового металла толщиной 11 мм, головными щитками толщиной 1,2 см на концах резервуаров и улучшенными клапанами по сравнению с предыдущими конструкциями. В целом такие вагоны должны быть более ударопрочными и устойчивыми к внешнему воздействию высоких температур. Однако стандарт не предусматривает оснащение подвижного состава электропневматическими тормозами.

По последним данным AAR, более 35 тыс. вагонов-цистерн для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей 3 класса не отвечают требованиям DOT-117. Как отмечает аналитик по фондовому рынку банка Cowen and Co Мэтт Элкотт, совокупная производственная мощность по таким цистернам у крупнейших производителей Greenbrier и Trinity Rail (занимают более 70% в этом сегменте рынка) в 2024 году составит более 5 тыс. единиц.

В то же время в портфолио на сайте Trinity Rail подвижной состав по стандарту DOT-117 не представлен. Наиболее широко такие цистерны предлагает Greenbrier: в линейке компании есть шесть моделей с объемом котла от 96 до 115 м3. Портфолио другого производителя — канадской National Steel Car — включает три модели таких цистерн приблизительно в таком же диапазоне объемов.

Источник: rollingstock