data-caption= data-caption= data-caption=
Транспортный коридор «Север – Юг» не справляется с возросшим грузопотоком

Перевозки

 

В марте 2023 г. сроки перевозки из Индии, Ирана и других стран Юго-Западной Азии по транскаспийской ветке международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» увеличились год к году до 60 дней, а цена – в 2 раза до $7000 за 20-футовый контейнер (TEU).

Российские порты не справляются с растущим грузопотоком из-за нехватки причалов, терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани, малого числа судов на рейсах Иран – Россия, заторов в обмелевшем Волго-Донском канале. Об этом сообщается в обзоре компании ПЭК, подготовленном совместно с бизнес-послом «Деловой России» в Индии Ольгой Куликовой. Информацию подтвердили и другие логистические компании – FM Logistic, Sota Logistic, Novelco, TransAsia Logistic, STS Logistics, Prime Shipping Agency LLC и проч.

За год компании нарастили грузопоток из Юго-Западной Азии и с Ближнего Востока. В частности, у STS Logistics объем доставки из Индии, Ирана, Азербайджана в январе-феврале 2023 г. увеличился на 60% в годовом выражении. ПЭК нарастила грузопоток из Индии и Азербайджана на 27%. На 100% выросли перевозки у «Русиранэкспо» из Индии, Ирана и Азербайджана, на 20% – у Prime Shipping Agency LLC. Абсолютных цифр компании не приводят.

Руководитель проектов Novelco Анна Ростовцева отметила, что устойчивый рост перевозок наблюдается по всем маршрутам МТК. Так, в феврале 2023 г., по оценкам компании, в порты Индии доставляли 166 000 тонн грузов в сутки (в 2 раза больше аналогичного периода 2022 г.).

Мощности не справляются с растущим объемом перевозок, поэтому срок доставки по транскаспийской ветке МТК за год увеличился с 45 до 60 дней, рассказал директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов.

Помимо нехватки провозной способности инфраструктуры МТК – как морской, так и железнодорожной – при транзите через Иран между Рештом и Астарой нет железной дороги и приходится перегружать товар на автотранспорт, добавил коммерческий директор Sota Logistic Кирилл Латинский.

Срок доставки из Индии в Россию составляет 55 дней. Перевозка из отдаленных стран Африки и Южной Америки занимает 65 дней, отметила директор по развитию бизнеса Prime Shipping Agency LLC Саният Мустафаева.

На фоне ажиотажа тарифы взлетели в 2 раза с $3450 до $6000-7000 за 40-футовый контейнер, рассказал гендиректор «Русиранэкспо» Александр Шаров.

Компании также сталкиваются с нехваткой рейсов на Каспии. В декабре 2022 г. – марте 2023 г. часть контейнеровозов здесь приостанавливают работу, перевозки становятся менее выгодными из-за необходимости оплачивать ледовую проводку, рассказал гендиректор STS Logistics Кирилл Власов. Представитель ПЭК отмечает, что расходы на проводку распределяются между всеми компаниями и закладываются в тариф, а из-за недостатка мощностей в зимний период суда простаивают на рейде Астрахани от 5 до 30 дней.

Суда могут простаивать на рейде до двух недель и из-за нехватки портовых мощностей, добавил Иванов. Астрахань включает 16 терминалов, каждый из которых способен вместить до трех судов, следует из данных Администрации морских портов Каспийского моря. Не хватает портальных кранов и железнодорожных подъездных путей, отметил Шаров. Власов добавил, что на 21 марта склады временного хранения в порту переполнены.

Пропускную способность ограничивает и загрязнение песком, илом Волго-Донского канала, рассказал замдиректора ПЭК Вадим Филатов. Проходная осадка канала составляет 4,2 м, но порядка 150 дней в году показатель ниже. Реконструкция канала запланирована на 2027 г., отмечается в обзоре ПЭК.

Транскаспий перегружен, поэтому компании перенаправляют грузопотоки на восточную и западную ветки МТК. На выбор маршрута доставки влияет и конечная точка назначения. Например, по восточному коридору удобнее доставлять грузы из Индии, Ирана в Казахстан, Узбекистан и Туркмению, пишут аналитики ПЭК. Срок доставки здесь может увеличиться из-за того, что промежуточная станция на границе между Ираном и Туркменией – Сарахс – регулярно переполнена, говорится в обзоре ПЭК. На 21 марта срок ожидания перегрузки здесь составляет до пяти дней. Поэтому компании будут отдавать предпочтение станции Инче-Бурун, которая к тому же расположена на 800 км ближе к европейской части России, чем Сарахс, рассказал Шаров из «Русиранэкспо».

После запуска регулярного железнодорожного сервиса в марте стоимость доставки по восточному маршруту снизилась на 44% (по сравнению с июлем 2022 г.) до $7000 за TEU, рассказал Власов. Единственный маршрут МТК «Север – Юг», который может сравниться с Суэцким каналом по срокам доставки из Индии в Россию, – западный, уточнил он. Здесь транзитное время перевозки – 40 дней. Стоимость доставки на западном маршруте за год снизилась в 2 раза до $6500 за TEU, указывает бизнес-посол Куликова.

Старший консультант SBS Consulting Нил Леонтьев отмечает, что доля Каспийского бассейна «исторически была незначительна» и составляла около 1% от общего объема всех бассейнов. «В 2022 г. перевалка сухих грузов в портах бассейна составила 3,2 млн тонн (основа – экспорт-импорт насыпных и генеральных грузов) и 2,8 млн тонн наливных грузов (в основном транзит)», – говорит он. Общий объем грузоперевозок по маршруту к 2030 г. он оценивает на уровне 25 млн тонн, из которых примерно половина – контейнеры.

МТК «Север – Юг» связывает северо-западную часть ЕАЭС и страны Скандинавии с государствами Центральной Азии, Персидского залива и Индийского океана. Транскаспийская ветка МТК предусматривает перевозку грузов по Каспийскому морю через порты Астрахань, Оля и до иранских портов Энзали, Амирабад, Ноушехр и др., западная – через Азербайджан, восточная – по железной дороге из России через Казахстан, Туркмению с выходом на ж/д сеть Ирана. По данным РЖД, в феврале 2023 г. по МТК «Север – Юг» отправлено 764 000 тонн грузов – вдвое больше, чем за аналогичный период 2022 г.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что по МТК «Север – Юг» Россия экспортирует энергоносители, зерно, лесные и строительные грузы, удобрения, а импортирует потребительские товары, продовольствие и технику. Эксперт согласен, что для дальнейшего увеличения объема перевозок нужно модернизировать инфраструктуру на МТК.

Латинский из Sota Logistic считает, что нужно разработать дорожную карту, в которой будут зафиксированы сроки исполнения каждого этапа проекта развития МТК странами-участниками. При этом, по его мнению, важно совместное инвестирование всех его участников. «Решения дорогостоящие. Не все участники проекта могут одинаково оценивать приоритетность МТК перед другими проектами. Для России, безусловно, он имеет высокую приоритетность. Комплексно решить проблемы, на наш взгляд, в 2023 г. не удастся», – считает Латинский.

Ростовцева из Novelco добавляет, что очевидна задача и по развитию флота на Каспийском море. «Готов ли порт Астрахань к этому – большой вопрос, скорее нет, чем да, – говорит Ростовцева. – До полной «раскатки» коридора еще далеко – нужно улучшать всю инфраструктуру и наращивать грузовую базу».

«Решать инфраструктурные проблемы с Ираном определенно придется, но импульс для развития будут создавать укрепившиеся международные отношения», – резюмировал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Источник: Ведомости