data-caption= data-caption= data-caption=
Перспективные проекты сформируют единую железнодорожную сеть Евразии

ЖД инфраструктура

 

 

Развитие железнодорожной инфраструктуры на пространстве 1520, модернизацию пограничных переходов, а также проект строительства железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар обсудили в четверг в Минске на конференции «2023. Железнодорожная логистика: актуальные задачи развития».

Реализация проектов позволит ускорить доставку контейнеров в Китай и связать все страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) железной дорогой. 

Новый импульс увеличению грузопотока по железной дороге между дружественными странами должно придать развитие как железнодорожной, так портовой инфраструктуры.

По словам первого заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Александра Хатьянова, в сообщении с КНР по всем маршрутам перевозок в прошлом году достигнут исторический максимум в размере 123 млн тонн, в том числе доля белорусского экспорта возросла в 9 раз.

Контейнеры поехали на восток

При этом наблюдается активный спрос со стороны белорусских грузоотправителей на контейнерные перевозки в направлении КНР и стран Восточной Азии, считает первый заместитель начальника Белорусской железной дороги (БЖД) Пётр Дулуб. В 2021 году БЖД отправила в международном сообщении 151 контейнерный поезд, в 2022 году эта цифра составила практически 1 тыс., в I квартале текущего уже отправили более 400 поездов. 

«Реальная потребность перевозки грузов в КНР, по нашей оценке, составляет примерно 230 контейнерных поездов ежемесячно», – говорит Пётр Дулуб. 

Управляющий директор АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ, «Казахстанские железные дороги») Ерлан Койшибаев также подтвердил рост транзитных перевозок из Белоруссии в КНР. Преимущественно транспортировались удобрения, которые ранее не перевозились. Также увеличились перевозки древесины и продовольственных грузов.

По данным ОТЛК ЕРА, за 2022 год в КНР отправлено более 52 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) с калийными удобрениями. 

«Сначала года эта тенденция сохраняется. За январь – февраль 2023 года белорусскими компаниями через Казахстан в КНР отправлено около 272 тыс. тонн грузов», – отметил Ерлан Койшибаев.

Для увеличения объёмов перевозимых грузов, следующих в направлении Китая и в обратную сторону, ОАО «РЖД» развивает инфраструктуру на Восточном полигоне. В том числе работы ведутся и на сухопутных пограничных переходах – Гродеково, Камышовая, Забайкальск и Наушки. Отдельный потенциал имеет открытый в этом году погранпереход Нижнеленинское – Тунцзян. «В развитие погранпереходов с КНР в текущем году холдинг планирует инвестировать почти 4 млрд руб.», – пояснил Александр Хатьянов.

Ерлан Койшибаев отметил, что КТЖ также активно принимает участие в развитии транспортных коридоров. В частности, новый импульс развитию транзитных перевозок через территорию Казахстана должны придать строительство вторых путей железнодорожного участка Достык – Мойынты (836 км), реализация строительства железнодорожной линии в обход Алма-Аты (74 км) и ветки Дарбаза (Казахстан) – Мактаарал (Узбекистан) (106 км). Ведётся подготовка к строительству линии Бахта – Аягоз (272 км), которая должна связать КНР с Россией через Казахстан.

Отдельное внимание портам

ОАО «РЖД» ведёт развитие инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна, где к концу 2025 году планируется увеличение провозной способности с текущих 145,6 млн тонн до 156,2 млн тонн. На подходах к портам Азово-Черноморского бассейна на данный момент железная дорога позволяет перевозить 125 млн тонн всех грузов. Сейчас прорабатывается вариант ускоренного развития инфраструктуры до 130 млн тонн. 

К концу текущего года также планируется увеличение провозных способностей инфраструктуры на подходах к портам Дальнего Востока до 173 млн тонн с текущих 158 млн. На следующий год запланировано увеличение до 180 млн тонн.

Центральная Азия как перекрёсток

Начальник главного управления развития логистики и цифровизации АО «Узбекские железные дороги» Умидулла Ибрагимов в своём выступлении обратил внимание на исчерпание пропускной способности Суэцкого канала, загруженность портов Евразии и переориентацию грузовых потоков. 

По его словам, по этим причинам традиционные логистические цепочки претерпевают трансформацию, усиливается роль маршрутов, проходящих через страны Центральной Азии. Он отметил, что сегодня необходимо развивать маршрут через Кабульский коридор (Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – порты Пакистана – порты Индии).

Проект строительства железнодорожной линии Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар является логическим продолжением построенной железной дороги Хайратон – Мазари-Шариф, которая позволит сформировать новый и кратчайший транзитный коридор с выходом на пакистанские и индийские железные дороги, а также к портам Аравийского моря (Гвадар, Карачи, Мумбаи и др.), создав единую железнодорожную инфраструктуру стран СНГ и стран Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш).

«Этот проект позволяет без дополнительных расходов обеспечить скорейшую транспортировку грузов по коридору Север – Юг, соединяя крупнейшие рынки Южной Азии с рынками стран СНГ и Европы», – отметил Умидулла Ибрагимов.

Проект железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар оценивается в $5 млрд. Он предполагает строительство магистрали протяжённостью 573 км и транзитным потенциалом до 20 млн тонн грузов в год. Недостающий участок позволит объединить все страны ШОС в единую железнодорожную сеть.

Источник: Гудок