data-caption= data-caption= data-caption=
Экспорт вырастет на новом маршруте для удобрений. Аммиак отправится транзитом через порт Тамань

Перевозки

 

 

Эксперты и участники рынка проанализировали перспективы экспортных поставок российских удобрений и эффективность инвестиций в логистические проекты.

По данным ОАО «РЖД», в 2022 году объем перевозки химических и минеральных удобрений в контейнерах вырос в в 2,6 раза до уровня 139,5 тыс. ДФЭ. Спрос на российские удобрения на зарубежных рынках обусловил развитие логистических мощностей и рост инвестиций в новые проекты. Увеличению поставок аммиака и удобрений на его основе может поспособствовать ввод в эксплуатацию строящегося перевалочного комплекса в порту Тамань. 

Как железнодорожники и производители удобрений скоординировали действия при формировании новых логистических цепочек и как современные ТЛЦ обеспечат рост поставок отечественной продукции на экспорт  рассказали эксперты и участники рынка.

Ринат Габитов, руководитель проекта строительства порта ПАО «ТОАЗ»

ПАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ) построит перевалочный комплекс аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн в год в морском порту Тамань до 2025 года. Инвестиции в проект составят 60 млрд руб. Перевалочный комплекс будет открыт в три этапа – с декабря 2023 года. Ещё через два-три года предприятие выйдет на полную проектную мощность. Открытие объекта создаст в Тамани 500 новых рабочих мест.

Перевалочный комплекс «Тольяттиазот» расположен в морском порту Тамань Краснодарского края на побережье Чёрного моря. Территория Таманского полуострова, находящаяся в пределах Темрюкского района Краснодарского края, наиболее благоприятна для расположения терминала по своим географическим, социально-экономическим и геополитическим условиям. Проект имеет федеральное значение – он включён Правительством России в схему территориального планирования страны в области транспорта, а также в дорожную карту развития морских портов в Азовско-Черноморском бассейне до 2030 года. Его ключевое звено – глубоководный терминал по транспортировке удобрений для сельского хозяйства. Терминал предназначен для приёма аммиака, производимого на «Тольяттиазоте», из железнодорожных цистерн, хранения его в изотермических хранилищах и дальнейшей отгрузки на морские суда на экспорт.

Реализация перевалочного комплекса включает три этапа. В первый планируется завершить строительство комплекса по перегрузке аммиака (2 млн тонн в год), а также модернизацию железнодорожной инфраструктуры комплекса по перегрузке продукции. Совместно с ОАО «РЖД» была составлена дорожная карта, утверждённая 28 декабря прошлого года первым заместителем генерального директора холдинга Сергеем Кобзевым и директором «Уралхим-транса» Всеволодом Ковшовым. Документ предусматривает долгосрочное сотрудничество.

Компания планирует построить 45 км путей необщего пользования. В рамках первого этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры терминала будут построены станция необщего пользования ПАО «ТОАЗ» и соединительный путь с железнодорожной станцией общего пользования Вышестеблиевская.

Развёрнутая длина железнодорожных путей объекта строительства составит около 50 км, будет уложено более 40 стрелочных переводов, построено три мостовых перехода, а также обустроено 40 водопропускных сооружений. Соединительный путь для создания безопасных и комфортных условий движения пересечёт в четырёх местах автомобильные дороги в разных уровнях, в том числе федеральную трассу «Таврида».

Железнодорожная станция необщего пользования ТОАЗа будет включать семь путей, которые обеспечат приём и расформирование поездов весом 6,3 тыс. тонн с сети ОАО «РЖД», а также выполнение операций по расформированию составов и подачу цистерн на четыре эстакады для слива аммиака. После выгрузки подвижного состава планируются уборка, формирование маршрутов из порожних вагонов и отправление их на сеть холдинга.

Инфраструктура станции также будет предусматривать высокотехнологичную систему электрической централизации управления стрелками и сигналами, пункты технического обслуживания маневровых локомотивов и ремонта вагонов. Современные системы коммерческого осмотра вагонов, интегрированные с железнодорожными весами, автоматически определяющими номер и вес вагона, позволят обеспечить высочайший уровень промышленной безопасности движения поездов, автоматизировать процесс приёмо-сдаточных операций и обмен данными с АСУ ОАО «РЖД».

Новый модернизированный путь протяжённостью 36 км пересечёт более 100 коммуникаций других собственников. В месте примыкания пути к станции ОАО «РЖД» предусматриваются дополнительное путевое развитие и переустройство станционных обустройств общего пользования.

Новейшие системы транспортной безопасности обеспечат защиту от несанкционированного воздействия на железнодорожную инфраструктуру на всей протяжённости объекта. В рамках дорожной карты, утверждённой Правительством РФ, первые составы с грузом аммиака для пусконаладочных работ должны прибыть в ноябре 2023 года.

Инфраструктура перевалочного комплекса будет адаптирована к различным рисковым сценариям, в том числе связанным с неритмичным подводом вагонов под выгрузку. Отметим, что первый этап строительства перевалочного терминала не предусматривает электрификацию железнодорожных путей. Маневровая работа будет производиться маневровыми средствами ТОАЗа. На первом этапе будут эксплуатироваться два тепловоза серии ТЭМ18ДМ. Оба тяговых подвижных состава находятся на балансе компании. В свою очередь, поездные формирования со станции Вышестеблиевская в качестве услуги будут перевозиться тепловозами и бригадами ОАО «РЖД».

На втором этапе предполагается расширение комплекса по перегрузке аммиака до 3,5 млн тонн аммиака в год.

На третьем этапе строительства планируется возведение технологического комплекса по перегрузке карбамида – 1,5 млн тонн в год.

Наталья Дрыжак, начальник Департамента стратегического развития и маркетинга АО «СГ-транс»

Строительство перевалочного комплекса для аммиака и удобрений в Тамани выглядит перспективным. В сложившихся условиях отправки по аммиакопроводу Тольятти – Одесса возобновятся, скорее всего, нескоро. Тамань – это прямой выход на рынки дружественных стран.

Группа компаний «СГ-транс» занимается перевозкой минеральных и химических удобрений в танк-контейнерах более 15 лет. До начала прошлого года основная доля таких отправок приходилась на экспорт, но вследствие геополитических событий логистика перестроилась и потоки перенаправили на внутренний рынок. Тенденция к росту внутрироссийских перевозок сохраняется и в 2023 году.

В 2022-м объёмы перевозок удобрений у компании «СГ-транс» сохранились на уровне 2021 года, что можно назвать хорошим результатом в условиях перестроения экономики и глобальной трансформации логистики. Основной тенденцией стал рост внутрироссийских отправок на фоне сокращения экспорта. Перевозки удобрений через морские порты у нас сократились почти на 40%. В частности, снизились поставки в Эстонию и практически приостановилась отгрузка в Литву.

Снижение экспортных объёмов компенсировалось за счёт роста отправок на внутренний рынок. Надо признать, что наша доля в сегменте железнодорожной логистики удобрений пока невысока, но мы зафиксировали рост спроса грузоотправителей на доставку удобрений в танк-контейнерах. За прошлый год нам удалось кратно нарастить перевозки удобрений в «танках» по России. Так, мы смогли организовать транспортировку на станции Северной и Северо-Кавказской железных дорог нового для нас груза – водного аммиака. Также расширили и сеть маршрутов.

В I квартале 2023 года перевозки химических и минеральных удобрений в танк-контейнерах продолжили уверенно расти. По предварительным данным, в январе – марте «СГ-транс» отправил удобрений во внутрироссийском сообщении больше, чем за весь 2022 год.

Если говорить конкретно о порте Тамань, то в настоящее время удобрения через него не экспортируются, поскольку там нет подходящей терминальной инфраструктуры. В основном через данный порт идут каменный уголь в полувагонах, пищевые грузы в цистернах.

Роль портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) в логистике удобрений сегодня особенно значима с учётом загруженности Восточного полигона и дальневосточных портов. По нашим данным, в 2022 году в направлении СКЖД на экспорт было отправлено более 4 млн тонн удобрений. Основные объёмы направлялись через Новороссийск и Туапсе, однако стали больше использоваться и другие порты АЧБ, в частности Ейск, Таганрог, Азов.

Константин Сипаро, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований РАН

Экспорт аммиачных удобрений актуален и имеет хорошие перспективы. В 2022 году мировой рынок аммиака оценивался примерно в $70 млрд, а к 2027 году он может достигнуть $90 млрд.

Строительство комплекса для перевалки аммиака в Тамани ведётся ещё с 2000-х годов, проект несколько раз замораживался, но вновь был запущен летом 2022 года. Ранее перевалка аммиака осуществлялась в основном на Украине, а также через порты Латвии и Эстонии. В России, являющейся одним из крупнейших мировых экспортёров удобрений, отсутствует собственная инфраструктура для морской перевалки аммиака.

Строящийся перевалочный комплекс в Тамани станет первым подобным проектом в стране. Он имеет большую значимость для экспорта – его ввод в эксплуатацию позволит решить возникшую проблему на Черноморском побережье, связанную с остановкой аммиакопровода Тольятти – Одесса в феврале 2022 года, по которому осуществлялась перевалка около 2,5 млн тонн аммиака в год.

Выбор Тамани не случаен, больше всего удобрений импортируют Индия, Бразилия, США и страны Юго-Восточной Азии, а в эти регионы удобно отправлять продукцию из южных портов.

Отмечу, что помимо терминала в порту Тамань в Темрюкском районе Краснодарского края реализуется проект строительства портового кластера, инвестором которого является компания «ОТЭКО». В связи с этим ожидается рост интереса инвесторов к данному региону, перераспределение торговых цепочек. Тамань может превратиться в новый индустриальный центр Кубани.

Кирилл Никода, заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка

Динамика перевозок минеральных удобрений в 2022 году показала существенные изменения. Общий объём перевозок по железной дороге снизился на 7%, однако всё равно превысил 60 млн тонн.

Интересно, что изменились направления и каналы поставок. Впервые в структуре перевозок поставки удобрений и сырья для переработки на внутренний рынок превысили на экспортные. Так, рост объёмов составил 16% к 2021 году. Вместе с тем общее снижение объёмов экспорта удобрений в физическом выражении на 15% и спад по аммиаку были компенсированы высокими ценами на эту продукцию на внешних рынках в условиях дефицита.

С точки зрения экспортной логистики произошёл сдвиг в пользу портов. Часть потока удобрений на экспорт, которую ранее отгружали через сухопутные погранпереходы, была перенаправлена на морские порты. В результате их грузооборот вырос на 27% и составил 27 млн тонн по итогам 2022 года, что сопровождалось наращиванием перевалки в новом терминале в Усть-Луге.

Традиционно продукция жидкой химии отгружалась на экспорт с использованием инфраструктуры соседних стран, а запрос на портовые мощности по перевалке крупно- и среднетоннажной жидкой химии существует уже достаточно давно. В 2023 году перевозки удобрений ожидаются немного ниже или на уровне прошлого года в основном за счёт стабильного внутреннего спроса.

Ульян Евтеев, старший эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа

Традиционно экспорт аммиака из России осуществлялся через морские порты стран Прибалтики, а также по трубопроводу Тольятти – Одесса. Санкции ограничили экспортные возможности для данного груза, привычные маршруты оказались недоступными.

Собственных же перевалочных мощностей для аммиака в России построено так и не было, главным образом по причине ранее действующего запрета на размещение специализированных хранилищ агрохимикатов в водоохранной зоне.

Тем не менее отечественные экспортёры аммиака смогли компенсировать часть потерянных рынков и перенаправить грузопотоки, в том числе значительно увеличив объёмы перевозок в Казахстан и Узбекистан.

Открытие терминала в порту Тамань с перевалочной мощностью 2 млн тонн аммиака в год станет важным шагом в направлении логистической независимости России.

Справедливо ожидать, что с открытием комплекса будет значительно увеличен объём экспорта аммиака из России, что приведёт к росту его перевозок по железной дороге. Потребный парк цистерн для аммиака при этом может быть около 1,2 тыс. вагонов, что составляет более 10% от текущего парка.

Поскольку первая очередь комплекса должна быть введена в эксплуатацию в декабре 2023-го, полученный эффект от открытия терминала на железнодорожный рынок можно будет оценить только в следующем году.

Леонид Вардомский, доктор экономических наук, профессор, заведующий Центром постсоветских исследований РАН

Аммиак относится к классу опасных грузов. Перевозки данного химического вещества по железной дороге сопряжены с высокими рисками, так как нельзя исключать возможность утечки.

В целом я не сторонник инвестиций в строительство перевалочного комплекса аммиака и удобрений в порту Тамань, поскольку это создаёт определённые риски для загрязнения побережья Чёрного моря и чернозёма в случае разрыва аммиакопровода, аварии на железной дороге или на море.

Аммиак – сырьё для производства азотных или комбинированных удобрений. На мой взгляд, лучше было бы производить готовые удобрения и в контейнерах отгружать их потребителям. Таманский вариант возник из-за блокировки Украиной аммиакопровода Тольятти – Горловка – Порт Южный под Одессой, поскольку часть мощностей Тольяттинского завода простаивает.

Источник: Гудок