data-caption= data-caption= data-caption=
Повышение железнодорожных тарифов на спецплатформы вынудит грузоотправителей металлургии уйти на автотранспорт

Перевозки

 
 
 
Металлурги против увеличения железнодорожных тарифов на спецплатформы.Это вынудит грузоотправителейуйти с железной дороги на автотранспорт.

Лобби отечественных предприятий черной металлургии – ассоциация «Русская сталь» раскритиковала инициативу Новой перевозочной компании (НПК, входит в Globaltrans) по повышению тарифов РЖД на спецплатформы для перевозки рулонной стали до уровня стоимости перевозки в полувагонах. Об этом говорится в письме ассоциации в ФАС от середины марта (есть у «Ведомостей»).

Как следует из документа, ранее предложение рассмотреть подобную инициативу НПК направила в адрес первого вице-премьера Андрея Белоусова. Необходимость повышения тарифов компания аргументировала дискриминационным положением полувагонов в таких перевозках. Сейчас средняя ставка за груженый полувагон составляет 90 000-120 000 руб. за рейс от завода до порта.

Представитель ФАС подтвердил, что несколько обращений по вопросу тарификации спецплатформы, в том числе обращение «Русской стали», в настоящее время находятся на рассмотрении регулятора. Представитель РЖД отказался от комментариев. «Ведомости» направили запросы в Globaltrans, НПК, компаниям, входящим в «Русскую сталь», а также в саму ассоциацию и представителю Белоусова.

Исторически перевозки стальных рулонов осуществлялись предприятиями черной металлургии с использованием открытого подвижного состава – специализированных платформ с многооборотной тарой, или спецконтейнером. Также рулонная сталь может перевозиться в полувагонах, но поставки на экспорт в этом виде подвижного состава экономически нецелесообразны.

Специализированная платформа – это, по сути, бортовая железнодорожная платформа для перевозки стальных рулонов в упаковке, объясняет источник «Ведомостей», близкий к РЖД. Сейчас тарифы на перевозку такими платформами стали ниже, чем на аналогичные перевозки в полувагонах, поясняет он.

По данным ассоциации, объемы перевозок стальных рулонов на спецплатформах составляют порядка 2,7 млн тонн ежегодно. Перевозки стальных рулонов в полувагонах, несмотря на «последовательное снижение», – 9 млн тонн. Сейчас тариф зависит от местонахождения завода – производителя рулонной стали: например, до Новороссийска сегодня он составляет 38 000-40 000 руб. за спецплатформу.

Инициатива НПК предполагает увеличение стоимости перевозки до 95 000-125 000 руб. за сопоставимый объем и расстояние. В настоящий момент, по данным «Русской стали», такие вагоны представлены компаниями «Лауде», «Вагон-К», «Северсталь», «Синтезрейл» и др. Проект приказа, предложенный НПК, предусматривает повышение тарифа на спецконтейнеры-платформы для всех. Исключение делается только для тары, принадлежащей «Синтезрейлу». Последний принадлежит структурам совладельцев Globaltrans.

Представитель НПК заявил, что предложения компании касались устранения диспропорций в действующем прейскуранте 10-01 (тарифное руководство РЖД), который был принят до появления на рынке контейнеров новых типов (P, S, U). Он добавил, что исключение для «Синтезрейла» связано с тем, что в парке компании есть контейнеры типа U6, которые технологически могут использоваться для мультимодальных перевозок – в отличие от других специализированных контейнеров типа.

«Русская сталь» просит ФАС пересмотреть инициативу НПК из-за риска монополизации рынка одним оператором в соответствии законом о защите конкуренции. «В этой связи инициатива НПК может рассматриваться как мера недобросовестной конкуренции так как обоснована не стремлением выровнять условия между участниками рынка, а является способом получения преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности путем монополизации отдельного сегмента перевозок под собственным оператором с целью получения сверхприбыли», – пишет «Русская сталь».

Также металлурги считают, что повышение тарифа на спецплатформы приведет к увеличению доходов РЖД и не создаст условий для перехода отечественных металлургических компаний на перевозки рулонов стали в полувагонах. Помимо этого, авторы письма полагают, что металлургические компании будут вынуждены переходить на доставку стальных рулонов с применением автотранспорта.

С учетом предлагаемого НПК увеличения железнодорожного тарифа на спецплатформы перевозка стальных рулонов автотранспортом будет дешевле на 1100 руб. за 1 тонну. Это также приведет к полному уходу данной категории груза с железной дороги и не позволит РЖД получить дополнительные средства за счет повышения тарифа, отмечают металлурги.

По мнению представителя ФАС, ситуация с ценообразованием на спецконтейнеры-платформы требует принятия мер тарифного реагирования. «Служба проработает этот вопрос совместно с заинтересованными ведомствами и РЖД. Для одинаковых технологий перевозки грузов в контейнерах будут установлены равные тарифные условия вне зависимости от принадлежности таких контейнеров», – рассказал собеседник. На вопрос о рисках монополизации рынка он не ответил.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов считает опасения ассоциации вполне обоснованными, так как введение таких повышенных тарифов может привести к монополизации товарного рынка конкретных перевозок. «С точки зрения закона я бы не говорил, что инициатива является элементом недобросовестной конкуренции, поскольку анализ тех или иных инициатив является прерогативой законодателя и органов исполнительной власти», – пояснил он.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский добавил, что не стоит недооценивать ФАС в части осведомленности относительно наличия связей между участниками рынков производства и транспортировки стали. Эксперт полагает, что признаки наличия заинтересованности лиц будут учитываться антимонопольным органом при рассмотрении направленного проекта и без указаний на наличие таких связей со стороны других участников рынка. Он добавил, что такого рода проекты приказов обычно приводили к изменению тарифов именно в предложенном участниками рынка варианте.

Источник: РЖД