Калифорнийский совет по воздушным ресурсам CARB утвердил правило, согласно которому в штате с 2030 года эксплуатация дизельных тепловозов старше 23 лет должна быть запрещена.
В то же время выпущенные после 2030 года маневровые и магистральные пассажирские локомотивы, а после 2035 года и магистральные грузовые, должны будут при нахождении в Калифорнии работать в режиме с нулевым уровнем выбросов. Однако инициатива еще должна пройти утверждение на федеральном уровне.
Уже со следующего года правилом предусматривается ввести запрет на работу на холостом ходу более 30 минут для тепловозов, оснащенных автоматическим отключением двигателя. Также, начиная с 2024 года перевозчиков предполагается обязать платить взносы, сумма которых будет зависеть от выбросов, произведенных их локомотивным парком в Калифорнии. Затем они смогут использовать эти средства для перехода на альтернативную тягу.
Новое правило подверглось критике со стороны отраслевого сообщества. Так, Кристен Саут, директор по связям с общественностью одного из крупнейших перевозчиков страны – Union Pacific (UP), заявила, что эта инициатива нереализуема и нужно искать сбалансированное решение в соответствии с текущим состоянием технологий. По ее словам, UP уже инвестировала $1 млрд в модернизацию локомотивов и испытания аккумуляторных двигателей. Перевозчик стремится полностью перейти на экологически чистую локомотивную тягу к 2050 году. Ранее он заявлял о планах к 2030 году снизить выбросы парниковых газов от эксплуатации локомотивов на 26%. В свою очередь ассоциация американских железных дорог AAR также отметила, что правило игнорирует текущее состояние развития альтернативной тяги и инфраструктуры для нее.
Стоит отметить, что Калифорния является единственным штатом в США, который согласно федеральному закону о чистом воздухе может самостоятельно разрабатывать нормативную базу для ограничения выбросов двигателей различных транспортных средств. Однако для утверждения нормативных изменений на уровне штата и тиражирования его на всю страну Калифорния должна получать одобрение агентства по охране окружающей среды EPA.
Сейчас крупнейшие американские производители – Progress Rail и Wabtec – ведут работы над несколькими моделями локомотивов с альтернативной тягой, преимущественно от аккумуляторов. Так, в портфолио Progress Rail находится 5 модификаций аккумуляторных локомотивов EMD Joule. Одна из них — серии SD40JR — с емкостью батарей 4 МВт*ч была заказана в ноябре 2020 года компанией Pacific Harbor Line, которая оказывает услуги маневровых работ на подъездных путях портов Калифорнии. В свою очередь у Wabtec также есть аккумуляторный локомотив FLXdrive и производитель прорабатывает возможность применения водородной тяги. Однако заказы на подобные машины в США пока не вышли за пределы поставок пилотных образцов и малых серий.
Источник: rollingstock