Минтранс совместно с Минэкономразвития и РЖД представит предложения по приоритетному порядку провоза грузов по Восточному полигону. Такое решение принято на состоявшемся заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
Грузооборот растет,но местная погрузка стагнирует ,за 4 месяца текущего года грузопоток в восточном направлении приблизился к 97 млн т, что на 8% выше аналогичного прошлогоднего периода. Перевозки возросли как во внутрироссийском сообщении (+4,3 %), так и в экспортном (+10,6 %). В январе-апреле грузооборот Дальневосточной магистрали увеличился на 2,8% и составил почти 82 млрд тарифных т-км, Забайкальской – на 10,4%, до 105,6 млрд т-км.
Вместе с тем, говорит министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, ситуация с перевозками по Восточному полигону остается напряженной. Начиная со II полугодия 2022 года наблюдается стагнация объемов погрузки по субъектам ДФО (в последние месяцы на ВСЖД она держится в пределах 4,5-5 млн т ежемесячно, на ЗабЖД – 1,9-2 млн т, ДВЖД – 6-6,4 млн т). При этом глава Минвостокразвития обратил внимание на отправку грузов резидентов преференциальных режимов , поскольку в связи с реализацией инвестпроектов объем продукции увеличивается.
«В Амурской области активно идут стройки, строится ГПЗ и завод по переработке газа. Мы не получили за последний год 1 тыс. контейнеров, потому что провозной способности не хватает», - ранее информировал представитель этого региона в Совете Федерации Иван Абрамов.
В 2022 г. в стране приостановлено действие Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Регуляторная модель приобрела другой характер. Для отправок различных номенклатур товаров были введены Временные правила определения очередности перевозок, которые несколько раз корректировались. В зависимости от решений государства какие-то грузы получали приоритет в погрузке, какие-то нет.
Зампред правительства РФ – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев заявил о необходимости проанализировать актуальность заявок. Он поручил заинтересованным структурам представить предложения по приоритезации грузов, перевозимых через Восточный полигон.
Кроме того, должны быть уточнены целевые параметры проекта модернизации БАМа и Транссиба на следующем этапе развития.
«Грузовая способность увеличилась, но не учитывает реальной потребности грузоотправителей. Все работы необходимо организовывать от реальной потребности страны, а не планов, которые были приняты в других сценарных условиях.
РЖД сегодня говорили о том, что не все заявки подтверждены реальными объемами перевозки. После этого, определившись с тем, что действительно необходимо перевезти, надо понять, какой объем необходимых работ может произвести Росжелдор, а по остальному объему надо разобраться, кто может выполнить эти работы», – сказал Ю. Трутнев.
Вице-премьер отметил, что в 2022 году завершен I этап развития Восточного полигона, а также реконструкция 8 перовоочередных объектов II этапа. При этом, по данным аналитического центра правительства РФ, по целому ряду объектов II этапа есть отставание по срокам.
Как известно, программа развития Восточного полигона финансируется за счет средств РЖД, федерального бюджета и Фонда национального благосостояния. Задача по реализации III этапа – нарастить темпы строительства с использованием механизма концессии и с привлечением внебюджетного финансирования, подчеркнул Ю. Трутнев.
«Правительство поручило Росжелдору рассмотреть заявки на концессию, но заявки не рассмотрены. Поручение президента не выполнено», – сказал вице-премьер.
Тем менее, по данным Минтранса, сейчас прорабатывается вопрос реализации концессионных соглашений в отношении 4 объектов. Речь идет о новых инженерных сооружениях дополнительно к действующим Северомуйскому, Кодарскому, Кузнецовскому тоннелям и мосту через Амур в районе Комсомольска. Сейчас условия концессионных соглашений обсуждаются совместно с инвестором и РЖД.
«Это наиболее критичные объекты, которые нас будут сдерживать для дальнейшего роста. При этом они продолжительны по производству строительных работ. Северомуйский тоннель займет 8 лет. Чтобы в будущем существенно нарастить мощности на Восточном полигоне, нужно уже сейчас принимать решение по этим концессиям, начинать проектные работы», – ранее говорил замминистра транспорта РФ Валентин Иванов.
Реализуемый за счет частных средств проект, который затрагивает инфраструктуру общего пользования, потребует нестандартной модели. Принятый в свое время закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» определял, что целый ряд объектов, который передается под управление ОАО «РЖД», может находиться в собственности только РЖД либо государства. Таким образом, у частного инвестора, который готов построить или вложиться на паях с РЖД в это имущество, нет стандартного механизма возврата вложенных средств.
Когда несколько лет назад обсуждалась целесообразность прокладки второго Северомуйского тоннеля при участии частных компаний, возникла дискуссия, как после сдачи объекта соблюсти интересы инвестора, при этом обеспечить недискриминационный доступ различных грузовладельцев и сохранить конкурентоспособность маршрута с точки зрения возвратного тарифа. Это вопрос не теряет актуальности и сегодня.
Источник: РЖД-Партнер