data-caption= data-caption= data-caption=
Выпуск грузового железнодорожного подвижного состава сократился в I квартале 2023 г. на 16%

Вагоны

 

Выпуск грузового железнодорожного подвижного состава сократился в I квартале 2023 г. на 16%  из-за дефицита комплектующих.  Сильнее всего просел выпуск инновационных вагонов (с повышенной нагрузкой 25 тонн на ось) – он упал на 51% до чуть более 3000 единиц.Это грозит дефицитом парка и ростом арендных ставок.
 

Исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС) Евгений Семенов подтвердил тренд на снижение выпуска вагонов, отраженный в обзоре ГТЛК. По его оценкам, в 2023 г. списание вагонов достигнет 30 000-32 000 единиц (+25-30% к 2022 г.). «Поэтому тенденция на закупку новых грузовых вагонов является логичным шагом», – пояснил он.

Но по итогам первых четырех месяцев 2023 г., как следует из данных ОВС, негативный тренд замедлился. Общее падение объемов производства вагонов в РФ составило 8%. Всего с января по апрель было выпущено 18 000 вагонов, в том числе 4700 инновационных (-41% к январю-апрелю 2022 г.), следует из данных объединения.

Снижение выпуска инновационного парка в основном связано с сокращением производства таких вагонов одним из основных производителей – «Уралвагонзаводом». «Ведомости» также направили запросы другим крупным производителям – Объединенной вагонной компании и «Алтайвагону». В Минпромторге также не ответили на запрос.

Семенов поясняет, что в отрасли все еще наблюдаются «отголоски ситуации с кассетными подшипниками», нехватка которых сформировалась в середине 2022 г. «Тогда действительно имел место их дефицит и даже полное отсутствие. Но сейчас проблема обеспеченности подшипниками решена, ситуация выравнивается», – говорит он.

Основные производители таких подшипников в России – шведская SKF, а также Тimken и Amsted Rail из США – ушли с российского рынка вскоре после начала СВО на Украине. С февраля по май прошлого года комплектующие поступали в меньшем объеме, в июне-августе заводы перестали поставлять кассетные подшипники («Ведомости» писали об этом 31 августа 2022 г.).

В течение осени и зимы 2022-2023 гг. отечественные вагоностроители совместно с Минпромторгом пытались решить вопрос с обеспечением рынка подшипниками. В марте 2023 г. на прошедшем в Минпромторге совещании замминистра Альберт Каримов сообщил, что только за январь и февраль российскими предприятиями выпущено порядка 27 000 кассетных подшипников для производства инновационных вагонов.

«С учетом восстановления темпов производства по итогам 2023 г. ОВС ожидает восстановления объемов выпуска инновационного подвижного состава в пределах 20 000 единиц. То есть [это] выход на прежние рубежи», – заявил Семенов.

Спад выпуска вагонов вкупе с замедлением перевозки грузов по сети РЖД уже приводит к росту арендных ставок на вагоны. К концу 2023 г. они могут вырасти на 18-27% в годовом выражении и достигнуть 1600-2100 руб. за вагон в сутки (в зависимости от вида подвижного состава), следует из обзора ГТЛК.

Железнодорожные операторы подтверждают проблему с замедлением оборота вагона на сети из-за усиления «восточного вектора» в логистике (переброски грузов с западного направления на БАМ и Транссиб). По данным «Трансконтейнера», еще в 2022 г. в связи с увеличением дальности рейса и ограничениями движения на БАМе и Транссибе оборот вагона вырос в среднем на 1,5 суток, или более чем на 10%. В настоящее время понемногу ситуация стабилизируется. Представитель ФГК заявил, что увеличение сроков оборота вагонов не повлияло на работу компании.

Несмотря на негативные тренды с оборачиваемостью парка и снижением выпуска самых массовых видов подвижного состава (полувагонов и фитинговых платформ), ГТЛК фиксирует в I квартале рост сборки других типов вагонов-хопперов (на 106% до 3580 шт.), цистерн (на 80% до 1888 шт.) и крытых вагонов (в 5 раз до 782 шт.).

В 2023 г. в ГТЛК ожидают увеличения объема закупок вагонов на 16% к 2022 г. до 55 000 шт. «Этот спрос будет поддержан ростом грузовой базы и высокими объемами выбытия», – говорится в обзоре.

 В I квартале рост производства хопперов и цистерн во многом связан с большими объемами списания таких вагонов, особенно зерновозов и нефтебензиновых цистерн. По крытым вагонам, по его словам, наблюдается эффект низкой базы 2022 г., когда их было выпущено в 4,4 раза меньше, чем в 2021 г.

Уже в начале осени общий парк вагонов превысит рекордную отметку в 1,3 млн единиц, прогнозирует заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук. По базовому прогнозу, погрузка на сети РЖД в этом году вырастет по отношению к 2022 г. на 0,9% (в прошлом году увеличилась на 3,8% до 1,234 млрд тонн), производство грузовых вагонов – до 53 000 шт. По оптимистичному прогнозу, рост погрузки составит 2,3%, а выпуск вагонов – 56 200 единиц.

На фоне дефицита парка и рабочей силы, а также роста зарплат, цен на металл и комплектующие цены на новые вагоны резко выросли по контрактам на 2024 г. Поэтому будут подниматься и арендные ставки: к июню рост по большинству видов вагонов, по его прогнозам, составит 20-25% в сравнении с концом 2022 г., а по цементовозам – более 40%. Также часть парка вернется в Казахстан. Сейчас там сильный дефицит подвижного состава. В результате казахстанские собственники вагонов, которые раньше работали на российских полигонах, активно переориентируются на работу в Казахстане, где выше востребованность и маржинальность.

Источник: РЖД