Пользоваться вагоном дольше – себе дороже. Штраф достигает 15 тыс. рублей за каждые сутки простоя каждого вагона. Даже если владелец вагона прописал разрешение на сверхнормативный простой в документах. Верховный Суд РФ в мае 2023 года пересмотрел два дела, в которых владельцу вагона нижестоящие суды отказали во взыскании законной неустойки.
Предельный срок простоя вагонов на станции отправления составляет 120 часов, об этом договорились оператор «Новая перевозочная компания» (НПК) и грузовладелец «Промвест» в феврале 2018 года. В случае нарушения сроков предусмотрены штрафные санкции в размере 5 МРОТ за каждый вагон в сутки. В мае 2021 года грузовладелец нарушил условия договора, под погрузкой 4 вагона простояли до 33 суток. Оператор отправил грузовладельцу претензию. Но размер штрафных санкций за каждый вагон достиг 2 МРОТ за каждый час простоя по истечении первых 36 часов с момента подачи вагона под погрузку, то есть почти в 10 раз больше, чем предусмотрено договором, говорит Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520. Грузоотправитель претензию отклонил. Оператор пошел в суд. Но суды трех инстанций согласились с грузовладельцем. Оператор дошел до Верховного суда, НПК потребовала штраф за задержку вагонов под выгрузкой в размере порядка 2 млн. рублей.
Суды отказали во взыскании законной неустойки, потому что не смогли привязать требования ст. 62, 99 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» к оператору, который вагонов не подает и договоры с технологическим сроком оборота не имеет. Практика по данным делам не однородна, а Верховный суд России ранее уклонялся от пересмотра этих дел. Поэтому высказанная высшей инстанцией правовая позиция окажет значительное влияние на судебную практику.
Владелец вагонов, предоставляя их для перевозки, заключил договор на условиях использования их под погрузкой свыше сроков, предусмотренных законом, а значит, предъявление им иска о взыскании штрафа по истечении 36 часов пользования свидетельствует о недобросовестном поведении, добавляет юрист. Верховный суд отменил все судебные акты по этим делам.
«Сказав, что суды неверно истолковали закон: владелец вагона вправе взыскать штраф, даже если он не подает вагоны под погрузку и выгрузку, а факт наличия договорных условий об иных сроках использования и размере ответственности суд счел несущественным», – продолжает Ольга Гуляева.
Верховный суд указал на то, что при взыскании законной неустойки в пользу владельца вагонов необходимо дополнительно изучить технологические сроки оборота вагонов из договора на подачу и уборку (эксплуатации путей необщего пользования). Согласно решению Верховного суда вагон, не принадлежащий грузоотправителю (грузополучателю), должен быть погружен (выгружен) по истечении 24 часов с момента окончания технологических сроков оборота вагонов – иначе штраф до 15 тыс. за вагон в сутки.
«Данное владельцем вагона согласие на его использование дольше этого срока значения не имеет», – подчеркивает Ольга Гуляева.
Если договором предусмотрен размер штрафа меньше предусмотренного ст. 62, 99 ,100 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», это тоже не является основанием, чтобы отказать во взыскании законной неустойки, резюмирует юрист.
Источник: РЖД-Партнер