data-caption= data-caption= data-caption=
Власти поддержали продление временных правил железнодорожных перевозок

Перевозки

 

Правкомиссия по транспорту поддержала предложение РЖД продлить до конца года временные правила определения очередности перевозок грузов по ее сети. Они позволяют оперативно реагировать при переориентации грузов на Восток.

На заседании правительственной комиссии по транспорту было поддержано предложение продлить до конца года применение временных правил определения очередности перевозок грузов по сети РЖД, которые истекают 1 июля.

До прошлого года в России действовали правила недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД, которые обеспечивали очередность доступа грузоотправителей к перевозкам.

Но в марте 2022 года, после введения международных санкций, правительство отменило этот порядок и ввело временные правила доступа грузов на сеть РЖД, которые, в частности, позволяют вывозить на Восток товары других регионов, потерявших европейские рынки сбыта. Это связано с тем, что часть традиционных рынков для российских экспортеров оказалась закрыта и им пришлось переориентировать поставки из Европы в Азию – в основном через порты Дальнего Востока.

Новый порядок доступа на сеть РЖД уже неоднократно продлевали. Против этого выступали в первую очередь угольные компании, поскольку они утратили приоритет на вывоз своей продукции по Восточному полигону (БАМу и Транссибу) из ключевых регионов, таких как Кузбасс, Бурятия, Хакасия и Тыва. Но в конце марта глава РЖД Олег Белозёров, выступая на итоговой коллегии Минтранса, предложил продлить правила еще раз, до конца года.

На фоне международных санкций в 2022 году объем железнодорожных грузоперевозок на Восток (80 млн т) впервые в истории превысил перевозки на Запад (76 млн т).

РЖД столкнулись с самыми серьезными вызовами с точки зрения управления движением, потому что грузопоток не только развернулся с Запада на Восток, но и поменялась структура грузов.

Правительство дало РЖД возможность оперативно реагировать на изменения в экспорте и перевозке грузов на фоне геополитической ситуации. Правила недискриминационного доступа такой возможности не давали в силу бюрократических особенностей, добавляет он. Но при обновлении временных правил компания выполняет поручения правительства и президента.

Временные правила «при всем своем несовершенстве» играют важную роль в обеспечении стабильности отгрузок, и их отмена привела бы к существенному ухудшению уровня диспетчеризации и ритмичности в ряде отраслей, в первую очередь ориентированных на экспорт, замечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Риски для грузоотправителей. Временные правила определения очередности перевозок грузов основаны на аналитике РЖД и не всегда прозрачны, сказали РБК два источника среди железнодорожных операторов. «Временные правила дают РЖД возможность пропускать те или иные виды грузов без обоснования причин. Преимущество правил недискриминационного доступа состояло в том, что грузы транспортировались по сети железных дорог в четкой очередности, сейчас грузоотправители не могут прогнозировать возможность перевозки собственной продукции», – сказал один из них. Но правила недискриминационного доступа требуют корректировок с учетом переориентации грузопотоков, добавил второй собеседник.

Правила недискриминационного доступа – более понятный и прогнозируемый механизм для бизнеса.  «Это «ручной» режим, который основан на объективных показателях.

Риски для РЖД. Правила недискриминационного доступа предполагали, что более дорогие для РЖД грузы имеют приоритет, напоминает Иванкин. А временные правила предусматривают пропуск вперед более «дешевых» грузов, указывает он: приоритет сегодня отдан и продуктам питания, и лесным грузам. Эксперт напоминает о том, что у РЖД большая инвестпрограмма, но такие доходные грузы, как черные металлы и нефтепродукты, оказываются не в первом приоритете. В марте глава Минэкономразвития Максим Решетников предложил Белоусову поменять очередность перевозок грузов, чтобы увеличить поставки высокодоходных металлов, удобрений, алюминия и сжиженного углеводородного газа (СУГ). «РЖД вынуждены везти грузы, которые приносят меньший доход. Тем не менее мы видим, что государство прилагает усилия для поддержки холдинга – осуществляются дополнительные вливания в уставный капитал, дотации идут и из Фонда национального благосостояния для реализации инвестпрограммы в тех объемах, в которых она заявлена», – написал он.

Правила недискриминационного доступа предполагали, что более дорогие для РЖД грузы имеют приоритет. А временные правила предусматривают пропуск вперед более «дешевых» грузов, отмечает президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин

Правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД устанавливают приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми. При этом грузовые разделены на категории по значимости – от специальных, включая перевозки в регионы, пострадавшие от чрезвычайных происшествий, до транспортировки скоропортящейся продукции, сырьевых энергетических грузов.

Тарификация услуг РЖД по перевозке осуществляется по прейскуранту 10-01, утвержденному постановлением правительства в 2003 году. Он предусматривает дифференциацию по трем тарифным классам в зависимости от стоимости самих грузов (первый класс – наиболее дешевые: уголь, песок, щебень и руда; второй класс – нефть и нефтепродукты, зерно, удобрения; третий – продукция высокого передела: химические грузы, черные и цветные металлы и другие), дальности и скорости перевозок, типа подвижного состава и других параметров.

Источник: РЖД