data-caption= data-caption= data-caption=
На Среднем Урале создают крупнейший в стране транспортно-логистический центр

ЖД инфраструктура

 

Вокруг Екатеринбурга создается один из крупнейших в стране транспортно-логистических центров. Проект получил название «Сухой порт».

Его реализация в середине России, на стыке Европы и Азии, по мнению экспертов, обеспечит связь Северного широтного хода и Транссибирской магистрали с Западным Китаем и Каспийским морем. Реализуется программа по инициативе губернатора региона Евгения Куйвашева. «У Свердловской области есть уникальный шанс стать новым логистическим хабом России, воротами на Восток», – кратко охарактеризовал глобальные планы глава региона.

Первая инновационная площадка – транспортно-логистический центр «Уральский». ТЛЦ начал работу в ноябре 2022 года, а через несколько месяцев, в начале нынешнего, показала впечатляющие результаты: объем перевалки грузов достиг одного миллиона тонн. Причем, темпы будут только нарастать, ведь проектная мощность площадки – 143 миллиона тонн.

Екатеринбург от реального моря отделяют тысячи километров. Тем не менее термин «порт» на сухопутной географической границе Европы и Азии сейчас уместен как никогда. Это не придумка лингвистов. Термин имеет экономические корни. Он перекочевал из морской логистики: в прошлом веке так было принято именовать тыловые склады, построенные далеко от пирсов, чтобы разгрузить портовую инфраструктуру и добавить логики в перемещение грузов.

Сейчас, когда изменились логистические схемы доставки товаров и все больше грузовых потоков в Россию идет по суше из стран азиатского региона, Урал с широкой сетью железнодорожного движения и автомобильных дорог готов взять на себя распределение грузов. Как говорится в морской навигации, по полной «розе ветров». В Свердловской области уже созданы и активно развиваются восточные, западные, северные и южные транспортные направления.

По данным экспертов ведущих уральских компаний, осуществляющих контейнерные перевозки, перераспределение транспортных потоков открыли новые пути развития. Сейчас наиболее перспективны направления в сторону Азовского, Черного морей, а также Казахстана, откуда можно выйти на Иран и Индию. Азиатские государства особенно заинтересованы в сотрудничестве с Россией, и екатеринбургский «Сухой порт» позволит расширить рынки сбыта, сэкономить на транспортных перевозках.

«Открытие новых логистических маршрутов, реализация инфраструктурных решений – один из приоритетов сегодняшнего дня. Такие центры позволят предоставить грузовладельцам сервис, соответствующий мировым стандартам. Это напрямую влияет на рост конкурентоспособности и промышленной инфраструктуры», – подчеркнул в день запуска «Уральского» глава министерства транспорта РФ Виталий Савельев.

ТЛЦ «Уральский» располагается на северо-восточной окраине Екатеринбурга. Промышленная площадка – 130 гектаров. Правда, застроено пока не все – полная инфраструктура заработает с 2024 года. Тогда, по планам, здесь ежедневно начнут обрабатывать до 16 составов в день, каждый длиной в 71 вагон. По предварительным оценкам, мощность логистического хаба к 2030 году достигнет 30 миллионов тонн обработанного груза, а еще через пять лет – 80 миллионов. Инвестиции в проект – более 12 миллиардов рублей.

Современная логистическая площадка будет развернута и на юго-западе областного центра. Под ТЛЦ «Екатеринбург» выделен участок площадью более полутора тысяч гектаров. Находится он в непосредственной близости от основных транспортных потоков: южного обхода екатеринбургского железнодорожного узла, международного аэропорта Кольцово, Екатеринбургской кольцевой дороги, федеральной трассы М5 «Урал». По проекту, ежегодная пропускная способность ТЛЦ «Екатеринбург» к 2035 году составит более 9 миллионов тонн.

Свердловская железная дорога – ключевой резидент проекта. Уже сегодня по СВЖД перевозят порядка 150 миллионов тонн различных грузов, или 11 процентов от всех железнодорожных перевозок в России. Этот показатель планируется увеличить еще на 60 миллионов тонн.

Для большей эффективности «Сухого порта» Минэкономразвития России предложило создать на территории Екатеринбурга особую экономическую портовую зону, что позволит получить налоговые льготы, и свободную таможенную зону. Идея родилась на форуме «Города России-2030» и сейчас прорабатываются возможности нового статуса порта.

«Сегодняшние обстоятельства таковы, что «Сухой порт» нужно рассматривать не как локальную площадку для развития отдельного региона, а как формат, который будет встраиваться в общероссийскую систему логистики. Если идти этим путем, то препятствий я не вижу», – заявил замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.

Источник: РЖД