Холдинг «РЖД» готов взять на себя роль базового перевозчика международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». Об этом заявил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров на панельной дискуссии «Развитие экономического сотрудничества в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг», прошедшей на XXVI Петербургском международном экономическом форуме.
Изменение логистических цепочек за последний год дало новый импульс развитию МТК «Север – Юг», который задумывался как отдельный маршрут ещё в середине 90-х годов прошлого века. В настоящее время в проекте уже участвуют 12 государств, хотя при подписании соответствующего соглашения в 2000 году их было всего три: Россия, Иран и Индия. Это говорит о высокой оценке потенциала МТК, полагает министр транспорта России Виталий Савельев: «Если в 2022 году по МТК «Север – Юг» перевезли 14,5 млн тонн, то в этом году, по прогнозным оценкам, будет уже 17,6 млн тонн с перспективой к 2030 году до 40 млн тонн».
Участники сессии отметили, что для раскрытия потенциала МТК «Север – Юг» необходимо преодолеть около 40 ограничений, в числе которых узкие места на инфраструктуре, логистические, тарифные и законодательные несостыковки, мешающие бесшовному движению грузов. По словам специального представителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, если решить эти проблемы, МТК станет самым крупным мультимодальным маршрутом в мире.
«Коридор Север – Юг уже показал свой стратегический характер, – отметил Олег Белозёров. – В прошлом году здесь мы приросли более чем на 60%. Перевезли почти 9 млн тонн грузов, а контейнерные перевозки утроились, превысив 22 тыс. ДФЭ. За пять месяцев этого года рост перевозок составил 42% (порядка 4 млн тонн) и уже почти 20 тыс. ДФЭ. Это говорит о том, что потенциал коридора колоссальный. В перспективе – за 100 млн тонн. Более того, мы научились вместе координироваться и взаимодействовать с другими видами транспорта».
В этом году по западной железнодорожной ветке МТК «Север – Юг» планируется перевезти 15 млн тонн, по восточной – порядка 1 млн тонн грузов.
Глава ОАО «РЖД» напомнил, что в 2013 году «раскатка» МТК «Китай – Европа» начиналась с 5-6 тыс. контейнеров, а через несколько лет этот показатель превысил 700 тыс. контейнеров в год. Чтобы повторить успех в случае с коридором Север – Юг, надо создать полноценный сервис для грузоотправителей и перевозчиков, построить транспортно-логистические центры и гармонизировать законодательство, считают в холдинге. ОАО «РЖД» готово совместно с другими компаниями строить транспортные хабы и использовать потенциал, который есть в рамках Содружества железных дорог «пространства 1520».
Источник: РЖД