Строительство железнодорожного Северного широтного хода может быть вновь перенесено – на 2027-2031 годы. Причина в нехватке средств, в том числе правительство пока не решилось выделить запрошенные 150 млрд руб. из ФНБ на строительство моста через Обь.
В целом проект полностью проработан, и его стоимость при условии начала в 2024 году составит 650 млрд руб. Если срок будет перенесен на 2027 год, цена может вырасти до 730 млрд руб.
Минтранс направил в правительство проект доклада президенту, согласно которому строительство железнодорожного Северного широтного хода (СШХ) может быть перенесено на 2027-2031 годы.
Причина в том, говорится в документе, что источники финансирования не определены, а решение о выделении средств из ФНБ на строительство моста через Обь (ключевая часть проекта) не принято. В инвестпрограмме ОАО «РЖД» на 2023 год и проекте инвестпрограммы на 2024-2026 годы необходимые средства на СШХ не заложены. В связи с этим ОАО «РЖД» предложило перенести проект на 2027-2031 годы, пишет Минтранс.
В ОАО «РЖД» и министерстве комментариев не дали. Минтранс был вынужден согласиться с переносом, поскольку нет понимания по источнику средств.
СШХ – проект железнодорожного коридора в Арктике, который должен пропускать 23,9 млн тонн грузов в год. Для этого должна быть развита инфраструктура Северной и Свердловской железных дорог и построена смычка между ними длиной 700 км от Салехарда до Надыма с мостом через Обь. В 2016 году под проект создана концессионная компания ООО «СШХ», которая исходно была подконтрольна крупнейшему на тот момент подрядчику ОАО «РЖД» «Спецтрансстрою» Юрия Рейльяна, но в итоге перешла в собственность монополии.
В 2018 году правительство подписало распоряжение о заключении с ООО «СШХ» концессионного соглашения. В апреле 2022 года Владимир Путин поручил приступить к строительству СШХ в течение года, адресно обратившись к правительству, ОАО «РЖД» и «Газпрому» как исполнителям (см. «Ъ» от 13 апреля 2022 года). Однако в ноябре 2022 года вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что правительство приостановило этот проект (см. «Ъ» от 15 ноября 2022 года).
Проект СШХ состоит из трех участков.
Первый – новый участок Обская – Салехард – Надым, который должен был исходно строиться по концессии (концедент от лица РФ – Росжелдор). Второй и третий – реконструкция примыкающих участков Северной и Свердловской железных дорог за счет ОАО «РЖД» и линии Надым – Пангоды за счет «Газпрома».
По новому варианту проекта участок Обская – Салехард с наиболее капиталоемким объектом – мостом через реку Обь – предложено исключить из концессии и строить в рамках инвестпрограммы ОАО «РЖД» с привлечением средств ФНБ. Это сделано, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность концессии в оставшейся части для инвесторов и банков. Хотя концессионер сейчас принадлежит ОАО «РЖД», уточняет он, возможно привлечение в капитал негосударственного партнера, в том числе на контрольную долю.
Грузовая база, подтвержденная грузоотправителями, обеспечивает окупаемость инвестиций для всех его участников. Готовность финансировать концессию в новой структуре выражают все крупнейшие банки при условии, что мост через Обь будет финансироваться из ФНБ, а также будут определены источники финансирования СШХ в инвестпрограмме ОАО «РЖД».
Средства ФНБ необходимы в объеме 150 млрд руб., если мост через Обь строится в 2024-2028 годах.
При переносе сроков строительства на 2027-2031 годы потребность в финансировании моста возрастает до 180 млрд руб. Весь проект СШХ подорожает примерно с 650 млрд до 730 млрд руб.
Как только будут выделены средства из ФНБ, а реконструкция Северной и Свердловской железных дорог будет включена в инвестпрограмму ОАО «РЖД», проект можно начинать: модель полностью проработана, проектно-сметная документация (ПСД) по мосту через Обь прошла госэкспертизу, принципиальные соглашения с банками достигнуты. Если же проект перенести, то он заметно подорожает, уже разработанная ПСД может потребовать корректировок, а дополнительного маршрута, разгружающего Восточный полигон, еще долго не будет.
В Минэкономики и Минфине не ответили на запрос по судьбе СШХ. В августе 2022 года глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что предварительно одобрено выделение на СШХ 70 млрд руб. из ФНБ, но этого недостаточно, и дополнительные источники финансирования ищутся.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что с учетом текущих «жестких бюджетных ограничений» неприоритетные инфраструктурные проекты – не только железнодорожные – смещаются на 2026-й и более поздние годы. Также на фоне сокращения притока мигрантов растет дефицит рабочей силы, в том числе из-за ее привлечения на военную службу и в проекты на «новых территориях».
В результате параллельно реализовывать такие крупные проекты, как модернизация Восточного полигона и строительство СШХ, «становится невозможным, нужно расставлять приоритеты». При этом для разгрузки Восточного полигона СШХ «уже не так критичен», отмечает эксперт, с учетом того, что «Элси» строит Тихоокеанскую железную дорогу, а Китай планирует построить железную дорогу Узбекистан – Киргизия – КНР в обход России.
Источник: РЖД