data-caption= data-caption= data-caption=
«РЖД» и металлурги намерены развивать партнерские отношения

ЖД инфраструктура

 

Конкуренция на российском рынке обострилась, об этом заявили участники ПМЭФ-2023. И теперь команды ищут новые точки роста.

Металлурги тренируют санкционную мышцу уже больше лет двадцати, говорит Евгений Черняков, заместитель генерального директора по продажам и операциям ПАО «Северсталь».

«Мы обложены санкциями, и иллюзий по поводу свободной торговли нет никаких», – добавляет он.

Но за последние полтора года к привычным ограничениям добавились ограничения логистические. А с ними, признается Е. Черняков, пока работается сложно.

«Услуги РЖД дорогие, поэтому развиваем альтернативные виды транспорта – авто, например», – добавляет он.

Анатолий Храмцов, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «Российские железные дороги» парирует: «Какая цена на продукцию от металлургов, такой и тариф на железнодорожной сети. Но и качество услуги ведь растет?» – задает он вопрос Е. Чернякову.

Оппонент соглашается, качество растет. В России сформировался профицит металлопродукции: при 70 млн т мощностей заводов России потребители перерабатывают лишь 40 млн т металлопродукции. Впрочем, производители металла в этом году потеряли ориентиры – они теперь не понимают, кто именно потребляет у них металлопродукцию.

«Автопром ушел, но на рынок вышли новые потребители, которые занимаются импортозамещением. В частности, формируют спрос производители роботов», – говорит Евгений Черняков.

Итого поставки металлопродукции внутри России выросли за последний год на 21,5%. Изменилась и география поставок, почти 60% продукции поставляют на Дальний Восток и Урал, на 34% выросли поставки в Поволжье и южные регионы России.

Анна Орлова, генеральный директор Всесоюзного научно-исследовательского центра транспортных технологий (ВНИЦТТ) и директор дирекции научно-технического развития НПК «ОВК» признается, металл нужен и для производства грузовых вагонов.

«Казалось бы, технология производства грузовых вагонов кардинально с 30 годов прошлого века не изменилась. Но если сложить вместе научно-технический потенциал разных отраслей и включить научные изыскания производителей высокопрочной стали, а также учесть потребности перевозчиков в увеличении грузоподъемности, то можно создать новый наукоемкий продукт и в такой консервативной отрасли, как грузовой вагон», – говорит она.

Она приводит пример. Обычный четырехосный вагон, созданный в середине прошлого века, перевозит на 8 т меньше, чем тот, который производят в наши дни. Эти 8 т в масштабах поезда позволяют увеличить погрузку на 550 т.

«Разрабатывают вагоны сочлененного типа. Один вагон опирается на 6 осей и может взять на себя на 48 т больше груза. Да, таких вагонов в поезде меньше, но они расположены плотнее. Общий тоннаж поезда увеличивается», – говорит А. Орлова.

Технология востребована на Восточном полигоне, но она получит развития только в синергии с металлургами, с производителями локомотивов и, главное, с РЖД.

«Грузовой вагон 30% всего своего жизненного цикла едет, еще 30% проходит ТО и оставшиеся 30%  стоит под погрузкой и разгрузкой. Повышение эффективности использования вагона возможно, если он едет быстрее, и погрузочно-разгрузочные работы идут быстрее», – говорит она.

 

Производитель не будет ничего производить в убыток себе, сказал А. Храмцов. РЖД тоже занято производством, и в том числе в импортозамещении. По данным РЖД, владелец железнодорожной инфраструктуры использует около 200 тыс. номенклатурных позиций, из них около 3% производятся за рубежом.

«Из этих 3% уже более 65% – замещены. Для примера, за этот год по заказу РЖД организовано производство более чем на 130 предприятиях на территории России», – сказал А. Храмцов.

Он приводит пример «Сапсана». На первом этапе этот высокоскоростной поезд представляли как продукт, созданный в тесной кооперации с европейским партнером. Сейчас, после разрыва отношений, российские инженеры сохранили на сети «Сапсан». Более того, РЖД проектирует свой собственный высокоскоростной поезд. Его согласованная скорость будет составлять 360 км час, демонстрационная – 400.

«К 2027 году планируем выйти на сертификационные испытания. Это – пример, как мы выходим из положения», – говорит А. Храмцов.

А это значит, что и РЖД формирует спрос на металлопродукцию от российских производителей. РЖД – потребитель продукции, но и одновременно звено в технологической цепочке, резюмировал А. Храмцов. 

Источник: РЖД-Партнер