В июне 2023 г. «НК «Қазақстан темір жолы», ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «Грузинская железная дорога» заключили трехстороннее соглашение о базовых принципах создания и деятельности совместного предприятия по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ
Известного как Транскаспийская инициатива «Средний коридор Восток — Запад», который соединяет Китай со странами Европы через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию. Соглашение преследует цель полноценного раскрытия потенциала ТМТМ в части ускорения грузовых перевозок, в том числе разработки единых тарифов.
В соглашении определены основные принципы сотрудничества участников и условия функционирования совместного предприятия, которое будет создано на базе Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) до конца 2023 г. Для проработки вопросов открытия, регистрации и деятельности СП сформирована дорожная карта. Кроме того, Казахстан и Азербайджан подписали соглашения о цифровизации ТМТМ и прокладке по дну Каспийского моря волоконно-оптической линии связи.
По информации правительства Казахстана, за истекший период 2023 г. объем перевозок по ТМТМ превысил 1 млн т, увеличившись на 64 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целях устранения узких мест на казахстанской части маршрута осуществляется строительство вторых путей на участке Достык — Мойынты, контейнерного хаба в порту Актау и объезда станции Алматы. Время транзита по территории Казахстана сократилось с 12 до 6 сут, к концу 2023 г. этот показатель планируется снизить до 5 сут.
Ранее перевозки грузов по Среднему коридору Восток — Запад выполнялись за 53 сут, в настоящее время требуется 18 – 23 сут. Планируется, что деятельность СП позволит сократить срок доставки до не более 18 сут в 2023 г. и до 10 – 15 сут в краткосрочной перспективе.
Источник: zdmira