data-caption= data-caption= data-caption=
СУЭК и «Еврохим» консолидируют транспортные активы на базе нового логистического холдинга.

Перевозки

 

По объему железнодорожных перевозок он может занять четвертое место в России.

Крупнейший в России производитель угля СУЭК создаст новый транспортный холдинг. Под его управление перейдут семь портовых терминалов и парк из почти 55 тыс. железнодорожных полувагонов, а также транспортные активы другой компании миллиардера Андрея Мельниченко – поставщика удобрений «Еврохим». Об этом рассказали два источника, близких к компаниям бизнесмена и знакомых с его планами.

По словам собеседников, перевод активов под управление нового холдинга завершится в первом квартале 2021 года.

Что войдет в новый транспортный холдинг

СУЭК передаст новой компании Мурманский морской торговый порт, Малый порт в Находке и Ванинский балкерный терминал. Перевалка СУЭКа через эти три порта в 2019 году составила 40,9 млн тонн – это более 80% ее экспорта. У компании также находится в управлении 47,5 тыс. полувагонов и еще 25,4 тыс. в собственности. У «Еврохима» четыре действующих порта и парк из 6,6 тыс. полувагонов в управлении (еще 6,7 тыс. в собственности). В новую компанию перейдут именно полувагоны, находящиеся под управлением. Продажи удобрений «Еврохима» в 2019 году составили 16 млн тонн, из них на экспорт компания отправила 83% (13,28 млн тонн).

15 декабря «Еврохим» сообщил о продаже СУЭКу двух балкерных терминалов в Туапсе и Мурманске. По данным «Коммерсанта», сумма сделки могла составить около 20 млрд руб. Представитель «Еврохима» Владимир Торин пояснил РБК, что компания продает эти терминалы как раз в рамках консолидации транспортных активов, заявленной в стратегии развития. После их продажи у «Еврохима» останутся действующие терминалы в Невинномыске, эстонском Силламяэ на Балтийске и проект по строительству нового балкерного терминала в порту Усть-Луга прогнозируемой мощностью до 7 млн тонн в год. Эти активы в дальнейшем также войдут в новый логистический холдинг СУЭКа, утверждает источник РБК. Торин это не комментирует, РБК направил запрос в пресс-службу СУЭКа.

Выделение транспортного бизнеса СУЭКа и «Еврохима» в отдельную компанию повысит качество управления активами Мельниченко и послужит стимулом к развитию транспортного дивизиона, отмечает один из собеседников. Но дальнейшие планы по развитию этого холдинга он комментировать не стал.

Зачем объединять транспортные активы

СУЭК, который в апреле 2019 года приобрел лизинговую компанию с парком 16 тыс. полувагонов у группы ИСТ Александра Несиса примерно за $500 млн, уже входит в пятерку крупнейших операторов полувагонов России. Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что после получения парка «Еврохима» позиции объединенной компании не сильно изменятся. Однако она опередит «Нефтетранссервис» по объему железнодорожных перевозок и займет четвертое место сразу после Globaltrans, отметил эксперт. По данным «INFOLine-Аналитики», «Нефтетранссервис» за девять месяцев 2021 года перевез 67 млн тонн грузов, перевозки вагонами, которые находятся в управлении СУЭКа, составили 61,6 млн тонн, а «Еврохима» – 6,1 млн тонн.

Объединенная компания сможет привлекать партнеров или стать публичной, а также обеспечит дополнительную синергию операций СУЭКа и «Еврохима», более эффективно выполняя сервисные функции, отмечает Бурмистров. Создание отдельного транспортного актива позволит снизить нагрузку на профильные бизнесы, подтвердил через представителя президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Но консолидация в отдельную структуру не поможет повысить эффективность транспортного направления активов миллиардера, предупредил Иванкин. «Если бы Мельниченко создал отдельную транспортную компанию без участия СУЭКа, то тогда можно было бы говорить о чистом транспортном активе. В предложенной схеме все же сохраняется кэптивная (сервисная) транспортная организация (в составе СУЭКа)», – пояснил он. Самостоятельная транспортная компания создает конкуренцию, а кэптивный игрок, часто выполняя функцию транспортной безопасности, «расслабляет» и у собственника теряется контроль за логистическим бизнесом, заметил эксперт.

Мельниченко также предстоит выработать стратегию трансфертного ценообразования (платежи за услуги между новым холдингом, СУЭКом и «Еврохимом») для целей налогообложения, но это управляемый процесс, сообщил Бурмистров.

РБК