data-caption= data-caption= data-caption=
«РЖД» скорректировала программу модернизации БАМа и Транссиба

ЖД инфраструктура

 

РЖД скорректировала программу модернизации Восточного полигона (БАМ и Транссиб). Общая стоимость второго этапа программы достигнет примерно 1,1 трлн руб. со сроком завершения в 2025 г. Третий этап предполагает разделение на три подэтапа. На реализацию первого из них понадобится еще более 460 млрд руб. Но деньги из бюджета и ФНБ на эти работы пока не заложены.

Вложения 1,1 трлн руб. рассчитаны до конца 2025 г. для строительства 280 объектов. Второй этап рассчитан до 2024 г., но после завершения основных работ часть средств пойдет на завершающие – например, на строительство выемок, откосов, канав, добавил топ-менеджер. Провозные способности Восточного полигона после завершения второго этапа модернизации составят 180 млн тонн в год.

Также к 2025 г. будут выполнены и основные работы по электрификации. По крайней мере на линии Комсомольск – Волочаевка. Все линейные объекты и проекты электрификации второго этапа развития ВП прошли Главгосэкспертизу.

Третий этап модернизации Восточного полигона РЖД разделила на три подэтапа. На первом из них финансирование оценивается не менее чем в 460 млрд руб., при этом провозная способность увеличится до 197 млн тонн в год. Первый подэтап предполагает развитие участка от Улака (Амурская область) до Ванина (Хабаровский край) под вывоз угля и включает 84 объекта. Срок реализации этого подэтапа – 2027 год. Оценка была сделана в прошлом году, сейчас она может быть больше.

Замгендиректора РЖД Андрей Макаров отметил, что начать подготовительные работы к третьему этапу РЖД хочет уже сейчас. Но вопрос финансирования этого этапа, по его словам, остается открытым. «В инвестпрограмме РЖД на 2023 г. на него не были заложены средства, надеемся, что удастся получить финансирование по итогам рассмотрения программы на 2024 г.», – сказал он.

В рамках второго подэтапа, который будет длиться до 2030 г., провозная способность сети должна составить уже 210 млн тонн в год, в эксплуатацию введут еще 45 объектов. Восточный полигон смогут использовать грузоотправители европейской части России, уточнил Макаров.

Полностью третий этап должен завершиться в 2032 г., а провозная способность вырастет до 255 млн тонн, напомнил топ-менеджер. В целом, по словам Макарова, в 2019 г. на Восточном полигоне выполнены работы на 40 млрд руб., в 2020 г. – на 69 млрд, в 2021 г.  – на 78 млрд, в 2022 г. – на 138 млрд, в 2023 г. – на 250 млрд, а в 2024 г. планируется 400 млрд. Он отметил, что все планируемые затраты в 2023 и 2024 гг. – собственные средства РЖД.

«Третий этап пока проектируем на свои деньги. Есть планы обращаться за финансированием в ФНБ на сумму около 300 млрд руб. на первый подэтап третьего этапа», – пояснил Макаров.

Второй этап программы расширения Восточного полигона реализуется с 2018 по 2024 г. и, согласно паспорту проекта, предполагает увеличение провозной способности до 180 млн тонн в 2024 г. со 158 млн тонн в 2022 г. В течение 2023 г. в рамках проекта должно быть перевезено 173 млн тонн грузов. Стоимость второго этапа оценивалась в 894 млрд руб. Первый этап расширения Восточного полигона был реализован в 2013-2018 гг. и обошелся в 520,5 млрд руб., включая 349 млрд средств РЖД.

Для освоения денежных средств в полном объеме РЖД планирует продолжать авансировать подрядчиков. В 2021 г., по данным Макарова, компания выплатила более 30 млрд руб. авансов для закупки оборудования и комплектующих в 2022 г. «Опыт был признан успешным. Поэтому в прошлом году мы порядка 40 млрд руб. авансов выплатили», – рассказал Макаров. Для нивелирования рисков холдинг выдает авансы, применяя различные механизмы защиты – банковские гарантии и поручительства.

Макаров добавил, что проблемой остается нехватка трудовых ресурсов. По его словам, холдинг совместно с рекрутинговыми агентствами ведет работу по привлечению строителей.

Представитель «Национальной транспортной компании» (НТК) сказал , что поддерживает анонсированные решения РЖД по инвестированию в инфраструктуру Восточного полигона. Компания владеет двумя терминалами на данном участке: «Дальтрансуголь» в Ванине и «Малый порт» в Находке. «Наиболее проблемные места, которые необходимо рассматривать в первую очередь, – развитие подходов к Ванину, в частности участок от станции Волочаевка», – считает представитель НТК.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечает, при заявленных объемах финансирования сроки завершения второго этапа реалистичны, а грузовая база на согласованный объем провозной способности подтверждена. Старший эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Анатолий Дронов считает, что заявленные объемы перевозок в размере 210 млн т до 2030 г. реалистичны, но фактически они будут определяться будущей рыночной конъюнктурой, прежде всего ценами на полезные ископаемые и руду, а также санкционным давлением.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что заявленные сроки проекта реалистичны только при условии «должного финансирования». «Не исключено, что они могут быть пересмотрены», – считает эксперт. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что запланированный уровень финансирования программы может быть не полностью достигнут из-за серьезного дефицита кадров.

Дронов и вовсе считает, что говорить о реалистичности заявленных сроков модернизации ВП «сложно» из-за их переносов в предыдущие годы. Сейчас железнодорожные магистрали Сибири и Дальнего Востока работают на пределе своих возможностей», – подчеркивает эксперт.

Бурмистров оценивает вероятность поддержки РЖД из средств ФНБ как высокую. Он уточняет, что при реализации третьего этапа необходимо разработать эффективную программу государственно-частного партнерства.

Баранов полагает, что средства из ФНБ могут быть использованы лишь на наиболее значимые работы. «Часть средств в любом случае придется привлекать на коммерческой основе», – добавил эксперт. По мнению Дронова, перспективы получения средств из ФНБ осложняет рост дефицита российского бюджета.

Источник: РЖД